Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Формула шедевра Станислава Косенкова

20 июня в филиале Белгородского государственного художественного музея — мемориальном музее-мастерской С.С. Косенкова открылась выставка «Формула шедевра», посвящённая В.Д. Ермилову, российскому и советскому художнику, живописцу, графику, монументалисту, художнику-конструктору.

Василий Дмитриевич Ермилов был незаурядной личностью своего времени, одним из ведущих мастеров украинского авангардизма первой половины 20 века, видным участником различных художественных течений 1910-х–1920-х годов в Харькове. Работал в промышленной графике, создал новый шрифт. Помимо живописи и дизайна, мастер успешно экспериментировал и в сфере фотомонтажа. Работы художника хранятся в различных музеях России, находятся в музеях США, Германии и Франции.

С.С. Косенков «Венгерский дворик»

Но это всё заслуги в общем, а в частности он был преподавателем, любимым учителем Станислава Косенкова в Харьковском художественном промышленном институте. Ермилов или «В.Д.», или «папаша», как его в своих дневник называл Косенков, оказал огромное влияние на формирование самостоятельного творческого мышления, на становление Косенкова не только как художника в техническом, изобразительном плане, но и как на художника-мыслителя.

С.С. Косенков «Автопортрет»  Фрагмент экспозиции выставки «Формула шедевра» в музее-мастерской Косенкова

Этому факту могут служить подтверждением слова Косенкова из его студенческого дневника о Ермилове: «Очень интересный человек и художник. Да, пожалуй, поэтому и лучший преподаватель. Рассказывает очень много интересного. И главное то, что его слова подтверждают мои собственные мысли».

Лист из дипломной работы С. Косенкова

Об этом и рассказывает экспозиция выставки, где представлены в основном ранние работы Косенкова. Это живописные холсты, картоны и, конечно же, графические рисунки, выполненные карандашом, углем, сангиной, литографии, где очевиден даже для зрителя-неспециалиста творческий поиск художника, эксперименты, сознательные заимствования пластических находок известных художников.

С. Косенков «Подсолнухи на дорожке» С. Косенков «Семья больна»

В экспозиции расположились дипломные работы на тему «Солдаты мира», «Интернационал», выполненные маслом декоративный натюрморт «Подсолнухи на дорожке» и небольшой, но одновременно монументальный этюд «Деревья в Шошто», собирательные портреты-образы «Больная семья», «Старая женщина» и другие. Центральное место в экспозиции занимают автопортрет художника и натюрморт «Завтрак на газете» 1963 года, созданные автором в первые годы учебы в институте.

С. Косенков «Завтрак на газете»

Все эти работы хоть и несут отпечаток поиска, эксперимента и «влияния», но, тем не менее, они все имеют неучебную глубину, цельность создаваемого образа Косенковым-студентом.

С. Косенков. Рисунок из серии «Неистовый Микель» С. Косенков. Рисунок из серии «Неистовый Микель»

Кураторы выставки только лишь ранними работами Косенкова не ограничились, расположив рядом и самые поздние, последние работы художника: это живописный этюд-пейзаж «Пасмурный день», рисунки из серии «Неистовый Микель», посвященные великому итальянцу Микеладжело Буонарроти, рисунки из серии «Чернобыль России — деревня» 1990 года.

Открытие выставки «Формула шедевра»

Таким образом, у всех посетителей этой выставки, у специалистов, любителей изобразительного искусства есть возможность проследить процесс поиска той сложной «формулы шедевра», которой посвящена вся творческая жизнь художника. Её искал и Ермилов в своём творчестве, фотография которого вместе с авторскими рамами расположена в интерьерной инсталляции в выставочном пространстве музея-мастерской. Можно бесконечно долго рассуждать сколь велико было влияние учителя Ермилова на Косенкова, сколь оно осталось и сохранилось в зрелом творчестве, и сколь другим Косенков стал как Художник. Но одно можно сказать точно! Ермилов призывал своего ученика мыслить «графически», и это Косенков точно делать умел во всех глубинных смыслах этого понятия.

А.К. Косенкова — вдова художника и заведующая музеем-мастерской С. Косенков. Этюд «Деревья в Шошто»

На торжественной церемонии открытия выставки присутствовали Т.А. Лукьянова — директор Белгородского художественного музея, С.Ф. Дымов — председатель Белгородского регионального отделения «Союз художников России», А.К. Косенкова — вдова художника и заведующая музеем-мастерской, а также родственники, близкие друзья художника и творческая интеллигенция города.

Евгений Дубравный вспоминает о С. Косенкове

В официальных и неофициальных выступлениях была отмечена не только интересная концепция данной выставки, но и ее уникальность! Ведь несмотря на то, что в музее-мастерской постоянно сменяются выставки произведений Косенкова, многие работы в этой экспозиции впервые представлены широкому зрителю, что еще раз подчёркивает неисчерпаемость творческого наследия художника.

Дата публикации
21.06.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме