Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Кукрыниксы: искусство как оружие и наследие эпохи

В Белгородском государственном художественном музее открылась масштабная выставка, посвящённая легендарному творческому трио — Кукрыниксам.

Экспозиция приурочена к 80-летнему юбилею Победы и 82-й годовщине освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков и включает более 100 работ, охватывающих всю многогранность творчества художников.

Основная их часть создана в годы Великой Отечественной и «холодной» войн. Большая часть произведений находится в частном собрании и экспонируется впервые.

Выставка занимает пять залов трёхэтажного здания музея, позволяя зрителям проследить эволюцию стиля и идейного содержания произведений Куприянова, Крылова и Соколова.

Рождение триумвирата

В 1924 году в шумных коридорах ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) судьба свела трёх молодых художников — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Из первых букв их фамилий родился псевдоним, который вскоре стал символом острой сатиры и глубокого искусства — Кукрыниксы.

Их творческий союз — уникальный феномен в истории искусства. Работая как единый организм, они создавали произведения, где индивидуальный почерк каждого сливался в единое целое. Сначала — долгие обсуждения, поиск идеи, затем — эскизы, дорабатываемые всеми троими. Их мастерская стала лабораторией, где рождались карикатуры, плакаты, иллюстрации и живописные полотна.

В ранний период творчества Кукрыниксы сосредоточились на литературной и театральной сатире, что привело их к знакомству с Владимиром Маяковским. В 1928 году поэт пригласил молодых художников оформить его комедию «Клоп» в театре Мейерхольда. Они создали эскизы костюмов и декораций, а также разработали сценические образы для первой части спектакля.

Позже Кукрыниксы участвовали в оформлении еще трех спектаклей в Московском театре Сатиры — «Первый кандидат» (1930, пьеса Жарова и Поликарпова, режиссёр Алексей Дикий) и «Город Глупов» (1932, по Салтыкову-Щедрину); в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ) — «Тревога» (1931, режиссёр Михаил Булгаков). Их работы отличались яркими сатирическими образами, точно передающими характеры персонажей.

На выставке представлен эскиз придуманного художниками образа Петрушки-красноармейца, который трансформировался из фольклорного персонажа простонародного шута с грубыми шутками в борца за новый строй. Изменения коснулись и его облика — ушла утрированная уродливость, яркий камзол сменила гимнастёрка, а колпак с бубенцом заменил красногвардейский шлем со звездой.

Три друга также рисовали шаржи и иллюстрации к книгам. В частности, их рисунками иллюстрировались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Горького, Чехова, Ильфа и Петрова. Их версия Остапа Бендера стала канонической — образ «великого комбинатора» они создавали, вдохновляясь внешностью писателя Валентина Катаева.

Позже художники нашли своё призвание — политическая карикатура. В 1930-е годы Кукрыниксы уже были постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил».

Искусство как оружие

С началом Великой Отечественной войны Кукрыниксы превратили свои кисти в оружие. Уже на третий день после нападения Германии на СССР на улицах Москвы появились их первые антифашистские плакаты.

Карикатуры на Гитлера и его приспешников печатались в «Окнах ТАСС», на листовках, которые сбрасывали над вражескими позициями. Листовки Кукрыниксов с карикатурой на Гитлера даже служили немцам пропуском для сдачи в плен.

Военные карикатуры Кукрыниксов на Гитлера и его сподвижников выходили в зарубежных СМИ, фильмы с их произведениями показывали на фронте. В эти же годы художники работали как военные корреспонденты для газеты «Правда» и по собственной инициативе ездили по прифронтовым районам, чтобы фиксировать события.

Их работы были настолько меткими и злободневными, что фюрер включил художников в свой «расстрельный список».

Один из самых ярких эпизодов военного времени — история танка «Беспощадный». В 1942 году, получив Сталинскую премию, Кукрыниксы, а также поэты Сергей Михалков и Самуил Маршак передали все деньги на строительство боевой машины. На башне танка художники изобразили карикатуру: Гитлер, разрываемый снарядом. Под рисунком — стихи:

«Штурмовой огонь веди,
Наш тяжелый танк,
В тыл фашисту заходи,
Бей его во фланг!»

Танк прошёл славный боевой путь, а члены его экипажа стали для художников фронтовыми друзьями.

Мирное время: от сатиры к классике

После войны Кукрыниксы не оставили сатиру, но расширили диапазон творчества. Параллельно художники продолжали работать с политической карикатурой, выявляя истинное лицо и помыслы политических оппонентов СССР в период холодной войны и различных международных конфликтов.

Их выставки с успехом проходили в Европе, Японии, на Кубе. Трижды они представляли СССР на Венецианской биеннале, где их произведения контрастировали с работами набирающего силу абстрактного и концептуального искусства.

Выставка в Белгороде: связь времён

Экспозиция в Белгородском художественном музее включает не только знаменитые военные плакаты известного трио, но и малоизвестные графические работы, эскизы, иллюстрации. Особое внимание уделено «Окнам ТАСС».

Первые месяцы войны они провели в Москве, работая по редакционным заданиям, над плакатами и над Окнами ТАСС. В перерывах от работы дежурили, тушили бомбы-зажигалки, которые немцы сбрасывали на крыши домов.

Работали почти без сна. Осенью 1941 года, когда немцы уже подступали к Москве, редакции «Правды» был дан приказ выезжать в эвакуацию. Для художников это был очень тяжелый и эмоциональный период.

Эвакуация разделила друзей — Соколов попал в Куйбышев, а Куприянов и Крылов в Алма-Ату. До весны 1942 года они работали раздельно, но неизменно подписывались «Кукрыниксы». После отступления вермахта от Москвы художники вернулись в столицу и продолжили совместную работу.

«Быть по сему»

Один из лучших образов, которые создали художники после воссоединения — это плакат с карикатурой на Гитлера, гадающего об исходе войны.

Сюжет этого Окна ТАСС отсылает нас к первому крупному поражению немецкой армии во Второй мировой войне под Москвой — до этого Гитлер не знал неудач. Блицкриг Гитлера покорил всю Западную Европу за считанные месяцы, а некоторые страны сдались за часы.

Подписана карикатура стихотворением Демьяна Бедного:

Со лба смахнув холодный пот,
Под Новый год
Кровавый Гитлер стал гадать:
 — Чего мне ждать? —
И, вынув карту наугад,
Проклятый гад
От ужаса вскричал на крик:
 — Смерть! Дама пик! —
Гад рылом к зеркалу прирос
И на вопрос
«Чего мне ждать?» узрел ответ:
Портрет-скелет.
Тут полночь пробило. И вот
Сам Новый год,
Переступив через порог,
Подвёл итог
Гаданью Гитлера всему:
Быть по сему!

Ещё один плакат «Фон-Драппе, офицер немецкий, примерным был штурмовиком, он мог ребенка молодецки пронзить отточенным клинком. Гвардейцы наши удалые смирили буйство наглеца и обнаружили впервые, что он — не Драппе, а овца» с едкими стихами Самуила Маршака, разоблачающими жестокость нацистов. Рядом — портреты Гиммлера и Геббельса, изображённых как жалкие марионетки.

В мирные годы Кукрыниксы продолжали работать в прежнем направлении плакатно-карикатурной пропаганды, отражая актуальное противостояние стран НАТО во главе с США против Советского Союза.

Серия работ «Холодная война» создавалась более 40 лет, вплоть до второй половины 1980-х годов. В ней художники реагировали на войны в Корее и Вьетнаме, критиковали гонку вооружений, поддерживая политику СССР. На выставке в Белгороде представлена последняя работа, выполненная совместно в 1989 году «Да будет мир».

«Их сатира остаётся актуальной, — отмечает куратор выставки Дарья Поломар. — В работах Кукрыниксов — не только история, но и урок: искусство может быть и оружием, и зеркалом эпохи».

Наследие, которое не стареет

Кукрыниксы проработали вместе более 65 лет, установив рекорд, занесённый в Книгу Гиннесса. Их творчество — это летопись XX века, от революции до холодной войны.

Сегодня, глядя на их работы, понимаешь: искусство способно не только отражать время, но и влиять на него. Если бы Кукрыниксы жили сегодня, их карикатуры наверняка были бы так же остры и злободневны.

Выставка продлится до 21 сентября, и каждый, кто посетит её, сможет убедиться: наследие Кукрыниксов — это не просто страница истории, а живой диалог с современностью.

Дата публикации
07.08.2025 г.
Автор

Новости по теме