Новости и обзоры событий культурного Белгорода



О чем расскажет скульптура Дмитрия Горина?

В 2025 году свой 75-летний юбилей отмечает белгородский скульптор Дмитрий Горин. Его персональная выставка «Люди в истории и искусстве» работает в Белгородском художественном музее до 21 апреля.

Как складывался творческий путь художника и чему посвящены его произведения — мы расскажем в нашем материале.

Дмитрий Горин — автор многих монументальных произведений, которые создают неповторимый и узнаваемый облик города и Белгородской области. Среди его работ — бюсты Георгию Жукову и Николаю Щорсу, мемориальный комплекс «Братская могила 483 советских воинов», монумент героям-танкистам Соломону Горелику и Федору Самохвалову, сюжетная композиция воеводе Андрею Бутурлину, скульптура «Прощание», декоративная композиция «Яблоко» и многие другие.

Родился Дмитрий Горин 21 апреля 1950 года в селе Красная Поляна Шебекинского района Белгородской области. Изобразительным искусством увлекался с детства. Любил лепить, много читал журнал «Искусство».

После окончания средней школы Дмитрий поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова на отделение скульптуры и окончил его в 1973 году. В разное время здесь учились многие художники, среди которых Федор Васильев, Василий Верещагин, Илья Репин, Марк Шагал, Мстислав Добужинский, Елена Поленова и другие.

Со студенческих лет Горин активно участвовал в выставках, повышал профессиональные навыки в Доме творчества им. Д. Н. Кардовского, где в советское время проходили обучение профессиональные скульпторы. Им предоставлялись необходимые инструменты и материалы. Работали с натуры. Лучшие произведения отбирались на выставки, а также пополняли музейные собрания.

После окончания училища вернулся на родину в Белгородскую область. В 1980 году Дмитрий Федорович вступил в Союз художников СССР.

Автор создает монументальную, монументально-декоративную и станковую скульптуру. Главное предназначение своей работы скульптор видит в сохранении памяти об исторических событиях и личностях.

Значительное место в творчестве автора занимает тема Великой Отечественной войны. Многие памятники, бюсты, сюжетные композиции посвящены генералам, офицерам и рядовым солдатам.

Произведения художника рассказывают об исторических персоналиях, представителях духовенства, деятелях литературы, изобразительного искусства, театра. Это люди, которые определили ход истории и развитие культуры. Среди них — Иван и Микола Масловы, Иван Шебеко, Дмитрий Кромский, Александр Игнатьев, Герои СССР и Герои России, чьи бюсты расположены на Аллеях Славы в Белгороде и Прохоровке.

Дмитрий Горин также является автором мемориальных досок, посвященных выдающимся личностям. Среди них доски Героям Советского Союза В. Н. Денисову и К. Ф. Ольшанскому, Н. Т. Лукинову, знаменитым белгородцам С. С. Косенкову, В. В. Бондаруку, А. И. Крупенкову, В. А. Собровину, А. П. Седову и другим.

На выставке «Люди в истории и искусстве» представлено 32 произведения, созданных с 2000 по 2020 годы. Экспозиция содержит несколько тематических разделов: портреты и сюжеты на героико-историческую тему, портреты духовенства, портреты деятелей искусства, в том числе друзей-художников, автопортреты художника и его семьи.

Среди произведений автора — модели и эскизы, ставшие памятниками, самостоятельные бюсты и портреты известных личностей, а также плакетки (небольшие барельефные скульптуры из бронзы или других материалов).

В скульптуре художник стремится емко и в тоже время лаконично передать реалистичный образ героя, умело подбирает детали, символы. Для воплощения своих творческих замыслов скульптор использует разнообразные материалы: гипс, бронзу, медь, дерево, алюминий.

Среди произведений на историческую тему выделяется сюжет с воеводой Андреем Бутурлиным, за спиной которого стоит войско. В верхней части скульптуры обозначен 1637 год.

Именно тогда Бутурлина послали для строительства укреплений около города Изюма. За короткое время были возведены сторожевые стены и 6 рубленых башен, построен город Яблонов, а затем и Короча. Воевода изображен во весь рост, его меч опущен острым концом вниз. У войска же копья подняты вверх. Развивающееся знамя Спаса Нерукотворного означает защиту воинства и покровительство Спасителя. Обобщает композицию деревянная острожная стена.

Событиям XX столетия посвящены эскизы двух памятников — «Прощание» и «Солдат Победы». Их можно увидеть в Прохоровке и Короче. Первая композиция изображает молодую пару. В этой сцене кроется столько смешанных чувств: горечь расставания, страх перед неизвестностью, одиночество и напряжение. Дополняет сцену надпись из стихотворения поэта Константина Симонова «Жди меня».

Вторая композиция посвящена образу ликующего солдата, держащего над головой оружие. Голуби не воспринимают винтовку враждебно, ведь война окончена, и они готовы взлететь и парить в мирном небе.

Среди портретов духовенства есть парные, символизирующие связь поколений: святитель Иоасаф, покровитель Белгородчины и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, выполненные из гипса в едином строгом стиле. Тонкие высокие фигуры возвышаются на подиумах и как бы призывают к молитве.

Вневременной темой скульптора стало обращение к творческой личности, отсюда множество портретов писателей, поэтов, деятелей искусства, как прошлых столетий, так и современников. Их образы легко узнаются. Художник уловил характерные движения и позы.

Среди таких произведений — бюсты Пушкина, Щепкина, Цветаевой, Бунина, Ахматовой, Маяковского. Необычное решение скульптор нашел для портрета белгородского живописца Виктора Блинова, чей серьезный, вдумчивый вид дополнен картиной с архитектурным пейзажем.

Малые скульптурные формы — плакетки посвящены известным белгородцам — заслуженному работнику культуры Андрею Кулабухову, художникам Илье Хегаю, Станиславу Косенкову, Василию Казаку, Анатолию Гребенюку, Юрию Чернышеву, Алексею Тюрину, а также литераторам Федору Достоевскому и Льву Толстому. Их можно увидеть в витринах.

Образы семьи скульптора — самые лиричные и трогательные. Своих близких — мать, отца, супругу, внуков автор изображает плавно и мягко. Родители Горина предстают простыми и скромными. Это типичные образы людей, переживших военное лихолетье.

Супруга, Вера Николаевна, показана ласково обнимающей и склонившейся над тремя внуками. Фигуры детей, как и в портрете семьи из бронзы, льнут друг к другу, к бабушке и дедушке. Старшее поколение оберегает юное, передает свой опыт и традиции. Теплоты образам добавляет изображение двух котов. Именно кошки часто сопровождают портреты супруги.

Творчество Дмитрия Горина проникнуто любовью к малой родине, к людям, её населяющим, к их простым и нелегким судьбам, из которых и складывается большая история Отечества. Об этом и его юбилейная выставка.

Дата публикации
04.04.2025 г.
Автор
Фото

Новости по теме