Новости и обзоры событий культурного Белгорода



40 лет художественному музею. История продолжается…

26 июля Белгородский государственный художественный музей отметил свое сорокалетие. В этот день 1983 года старинное здание на улице Ленина, 61 (ныне Гражданский проспект) распахнуло свои двери для вновь созданного учреждения культуры — Белгородского художественного музея.

Именно в этом здании были заложены основы собирательской, научно-экспозиционной и просветительской работы учреждения. Стены старого здания музея помнят первую детскую экспозицию «Сказочный мир искусства», выставки народных художников СССР и России: братьев Ткачевых, Дмитрия Белюкина, Сергея Андрияки, заслуженного художника РФ Игоря Солдатёнкова.

Помнят стены и первую в Белгороде экспозицию современного искусства галереи POP/OFF/ART, и первый фестиваль граффити, и конкурс детского и юношеского творчества «Белгородская палитра», и акцию «Дары и дарители», музыкальные гостиные, вечера памяти и творческие встречи с художниками.

С годами все направления музейной деятельности совершенствовались, а с переездом в 2007 году в новое здание для работы коллектива музея открылись новые возможности.
Благодаря научным сотрудникам собрание музея приумножалось, а экспозиционная и просветительская деятельность прирастали креативными творческими выставочными проектами и новыми формами работы с посетителями.

Благодаря выставочным проектам «Достояние музеев России — белгородцам», национальному проекту «Культура», поддержке музейной деятельности правительством Белгородской области, бизнес сообщества посетители музея познакомились с шедеврами из собраний Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственного исторического музея, Русского музея, Третьяковской картинной галереи, Государственного Эрмитажа.

Музеем были организованы выставки из фондов Таганрогского художественного музея, Ярославского художественного музея, Вятского художественного музея имени Васнецовых, Российской государственной художественной галереи города Севастополя и других музеев страны.

К своему сорокалетию музей подошел с впечатляющими результатами и достижениями, о которых говорит простая статистика: за 4 десятилетия было организовано и проведено 904 выставки, 14 333 музейных занятий, 52 950 экскурсий, 2000 мероприятий, реализовано 10 грантовых проектов, а музей за эти годы посетили 1 947 811 человек.

На момент его основания собрание насчитывало 499 единиц хранения, а сегодня в музейных фондах — 6 501 предмет изобразительного искусства, что в 13 раз превышает начальные цифры.
Круглую дату музей отметил рядом праздничных мероприятий. 18 мая открылась обновленная постоянная экспозиция «Отечественное искусство ХХ века» куда вошло 160 произведений живописи и скульптуры, 28 июля — «Выставка новых поступлений» (выставочный зал) и инфографическая ретроспектива «Жизнь музея: события и люди» (холл 1 этажа), проведена традиционная акция «Дары и дарители».

Организация выставок новых поступлений к юбилейным датам музея, отмечающим пятилетние вехи в своей истории, стали уже доброй традицией, нынешняя проходит в третий раз.
Цель создания экспозиции — подведение определенных итогов собирательской, научно-исследовательской и научно-экспозиционной деятельности музея за последние пять лет, своего рода творческий отчет научного состава за истекший период.

Подобные выставки позволяют не только расширить доступ для любителей изобразительного искусства к музейным коллекциям, но и продемонстрировать как и благодаря чему эти коллекции формируются, дать возможность белгородскому зрителю и гостям города впервые увидеть произведения ранее не экспонировавшиеся.

За сорокалетнюю историю Белгородского художественного музея 2018–2022 годы стали самыми плодотворными в пополнении его собрания: в фондовые коллекции поступило 1690 единиц хранения, что вдвое больше предыдущего пятилетнего периода.

Из этого количества благодаря дарам собрание музея пополнилось на 394 ед. хр., в результате целенаправленных закупок — на 440 ед. хр., итог безвозмездных передач — 856 ед. хр. Только передача в 2020 году от Министерства культуры РФ из фондов Международной конфедерации Союзов художников составила 800 единиц хранения.

Международная конфедерация Союзов художников — правопреемник Союза художников СССР, прекратившего свое существование в 1992 году в связи с распадом Советского Союза — была ликвидирована в 2017 году.

Вследствие этого многотысячное художественное собрание СХ СССР, представляющее широкую панораму искусства второй половины ХХ века и отошедшее в начале 1990-х гг. конфедерации, было распределено и передано Министерством культуры РФ многим музеям страны.

Благодаря такой передаче, БГХМ стал обладателем уникальной коллекции, позволяющей не только более полно и последовательно проследить развитие искусства второй половины ХХ века во временной перспективе, выявить многонациональные художественные традиции советских республик и регионов страны, но и частично заполнить лакуны, имеющиеся в собрании музея, что, безусловно, является важнейшими задачами при комплектовании музейных фондов.

Выставка новых поступлений включила 170 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных в ХХ-ХХI веках.

Представленные на выставке работы отличают жанровое, тематическое, стилевое и пластическое разнообразие, а также интересный авторский состав: представители национальных республик Советского Союза (Т. Яблонская, О. Зардарян, Э. Гусейнова Р. Элибекян), народные художники СССР и РФ (Е. Зверьков, В. Иванов, В. Сидоров, Е. Кибрик, Г. Нисский, А.Суховецкий, С. Гавриляченко и др.), художники Белгородчины (В. Нестерков, А. Панов, С. Дымов, Н. Зорова, А. Юсупов и др.), регионов Центрального Черноземья и других городов России (Ю. Глюдза, Н. Тынник, А. Беглов, Б. Ткачев, А Успенский и др.).

Отличительной особенностью выставки является то, что в едином музейном пространстве органично соседствуют друг с другом произведения мастеров прошлого и нынешнего столетий, намеренно не разделенные создателями экспозиции хронологическими рамками.

Подобное размещение живописных и графических работ зримо подчеркивает не только общность профессиональных интересов у художников разных поколений, но и ярко отражает дух преемственности лучших традиций отечественной художественной школы.

Работы ХХ-ХХI веков, расположенные рядом, как бы говорят зрителю, что несмотря на разные жанровые и стилистические предпочтения, художникам во все времена интересен человек с его неповторимым внутренним миром, его устремлениями и чаяниями, одинаково волнуют и пышная красота, и неприметная порой обыденному взгляду тихая прелесть природных мотивов, что их также тревожит скоротечность человеческой жизни и хрупкость окружающего мира.

Открывает экспозицию живописного раздела пейзаж Г. Сысолятина с высокими золотистыми березами на фоне хмурого серого неба, тонко передающий состояние пасмурного осеннего дня.
Работа с пронзительным названием «Вдруг этого не будет», написанная в 1992 году, сегодня как никогда актуальна. Вопрос, заложенный в названии картины, передает извечную тревогу человека о незыблемости окружающего мира.

Работы, расположенные рядом, опосредованно, или по настроению созвучны полотну Сысолятина: «Исадский овраг осенью» (1986) представителя «сурового стиля» В. Иванова, «У якоря. Судоремонтники» (1975), Г. Фадина. Полотна современных авторов «Белый ангел» (2021) Б. Ткачева и «Пасха 2020» (2021) Д. Безбородых, посвященные трагическим событиям пандемии короновируса, унесшего миллионы жизней, служат напоминанием о хрупкости человеческой жизни.

Впрочем, вопрос, «Вдруг этого не будет», как предостережение, можно поставить почти под каждой работой на выставке.

При этом экспозиция живописного раздела не носит мрачный или драматический характер, напротив, в ней очень много светлых жизнеутверждающих произведений из повседневной жизни советских людей («Свадьба в мордовской деревне» (1970-е гг.) В. Попкова, «Портрет генерал-майора П. П. Митрясова. Разговор об искусстве» (1985–1986 гг.) Н. Соломина, «Автопортрет с женой» (1971) М. Натаревича, «Дояр» (1970) И. Хегая, «Убирают картофель» (1986) В. Осышного и др.), и наших современников («Мыльные пузыри» (2020), «В Пути» (2016) Е. Севергиной, «В моём дворе» (2018) Н. Тынника, «Дискуссия» (2021) Н. Плешковой (Зоровой), «Социальный лифт» (2012) С. Гавриляченко и др.). Некоторые из перечисленных работ не лишены легкого юмора, где-то самоиронии и даже гротескности.

На выставке широко и разнообразно представлен жанр пейзажа: лирический с чисто природными мотивами, сельский с жанровыми вкраплениями, архитектурный с характерными ритмами современных городов в работах В. Сидорова, Т. Яблонской, Е. Зверькова, И. Гаврилова, В. Цыплакова, В. Загонека, Н. Меньшикова, А. Беглова, А. Успенского, С. Дымова и др.

Черты художественных национальных школ бывших республик Советского Союза, ярко проявившиеся в пейзажах с характерными горными ландшафтами, экзотических сюжетах и костюмах, энергичной манере письма, насыщенных цветовых отношениях, можно наблюдать в работах армянских художников А. Папикяна, О. Зардаряна, Э. Арцруняна.

Раздел графики — один из самых масштабных на выставке (и в собрании) — представлен произведениями ведущих мастеров графического искусства ХХ века, работавших в самых разнообразных техниках, как оригинального рисунка (карандаш, тушь, перо, гуашь, акварель, темпера, пастель), так и практически всех видах эстампа (линогравюра, ксилография, офорт).

Среди авторов — признанные, станковисты и иллюстраторы, народные и заслуженные художники СССР и России: Л. Сойфертис, О. Верейский, В. Попков, К. Калинычева, М. Самсонов, В. Цигаль, Ю. Ракутин, С. Алимов, Н. Благоволин, А. Шмаринов, Г. Храпак, В. Пименов и другие. За исключением трех работ, все остальные графические листы на выставке экспонируются впервые.

Немногочисленный раздел скульптуры отличает интересный многонациональный авторский состав, широкий временной охват созданных работ, от последней четверти XIX в. («Пастух и корова» неизвестного автора) до наших дней («Дистиллятор» (2016) М. Дронова), разнообразие материалов, жанров, пластических решений.

В раздел декоративно-прикладного искусства вошли авторские работы из дерева, керамики, текстиля (гобелены, лоскутное панно, батик), выполненные прикладниками XXI века, советский фарфор (скульптура малых форм) Ленинградского, Дмитровского, Дулевского, Киевского, Полонского фарфоровых заводов.

Дата публикации
03.08.2023 г.
Автор
Фото

Новости по теме