Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Лесковское ожерелье» для Белгорода и Орла

Выставка графических работ «Лесковское ожерелье», открывшаяся в музее-мастерской заслуженного художника РСФСР С.С Косенкова, — это уже третья экспозиция, посвященная юбилею орловского классика Н. С. Лескова и завершающая одноимённый многоступенчатый проект.

В рамках Года литературы, объявленного в 2015 году, ко дню рождения С. С. Косенова ещё осенью 2015 года в музее-мастерской белгородского графика прошло мероприятие «Перекрёсток дорог», посвящённое 120-летию со дня смерти Н. С. Лескова.

Автором сценария литературного вечера являлась преподаватель Гимназии № 2 г. Белгорода Бочарова Л. И., а участниками — старшеклассники этой гимназии, члены школьного музея им. С. С. Косенкова, открытого весной 2015 года.

В задуманном проекте «Лесковское ожерелье» работали сразу несколько выставок в двух городах: Орле и Белгороде. В нашем городе, в художественном музее, экспонировалась выставка иллюстраций С. С. Косенкова к произведениям Лескова, в музее-мастерской С. С. Косенкова — выставка иллюстраций орловских художников и учеников Орловской детской художественной школы изобразительных искусств и ремесел.

В Орле, в залах этой школы,— выставка иллюстраций С. С. Косенкова к произведениям Лескова совместно с работами учащихся; в Орловском государственном литературном музее И. С. Тургенева и Доме-музее Н. С. Лескова — юбилейные выставки, в фондовые экспозиции которых тоже были включены работы С. С. Косенкова.

На выставке «Лесковское ожерелье», открывшейся 25 марта в музее-мастерской С. С. Косенкова, экспонируется 16 книжных иллюстраций к произведениям Н. С. Лескова, выполненных профессиональными орловскими графиками: заслуженным художником РФ Н. Я. Силаевым, А. Л. Мазиным, А. А. Шевченко, А. С. Сокольской, а также все 26 книжных иллюстраций С. С. Косенкова к избранным произведениям писателя.

«Лесковский проект» — это, прежде всего, повод широко и основательно поговорить о выдающемся классике русской литературы. Ведь имя Лескова хотя и известно современному читателю, но на слуху очень небольшое количество произведений писателя: «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне», «Очарованный странник», «Человек на часах», «Тупейный художник», да ещё романы «Некуда» и «На ножах».

Выставка не просто демонстрирует «картинки» к тексту, но и приглашает к разговору, к новому прочтению знакомых произведений, к погружению в мир лесковских персонажей, и, возможно, совершенно иному взгляду на русскую литературу, во «втором ряду» которой так долго и незаслуженно стоял Лесков.

Белгородско-орловская выставка привлечет внимание зрителя еще и тем, что в экспозицию включены иллюстрации к произведениям Н. С. Лескова, над которыми С. С. Косенков не работал.

Это иллюстрации А. Л. Мазина к рассказу «Грабеж», пейзаж этого же мастера, выполненный в технике акварели «В окрестностях Гостомля», близ села Горохова, где родился писатель, как бы формирует центр экспозиции.

Также на выставке представлены офорты известного орловского графика, заслуженного художника РФ Н. Я. Силаева к очерку «Старые годы села Плодомасово» и иллюстрации к знаменитой лесковской повести «Леди Макбет Мценского уезда», над которой в свое время работал и С. С. Косенков. Получилось интереснейшее сопоставление двух незаурядных художников, как в понимании текста, так и в разности философского и технического воплощения.

Любопытно будет сравнить трактовку повести Лескова «Запечатленный ангел» орловской художницы А. С. Сокольской — её иллюстрации, выполненные в технике акварели, и черно-белую линогравюру к С. С. Косенкова, выполненную в жанре русской житийной иконы.

Понравятся зрителю и акварели художника А. А. Зверева к малоизвестным произведениям Николая Семеновича «Пугало» и «Язвительный». Возможно, возникнет желание прочитать эти рассказы.

Выставка «Лесковское ожерелье» экспонирует и большую серию иллюстрации к «Воительнице», выполненную в технике автолитографии, акварельные работы к «Левше», и, конечно же, «черные доски Станислава Косенкова», как назвал эти гравюры Л. Аннинский.

Станислав Косенков считал, что «Лесков ближе всех стоит среди русских писателей к народу по духу своему, и именно потому, что в его произведениях отсутствует преднамеренное противление злу, авторское морализирование — он почти полностью устраняет себя, свою позицию и свое желание «выразить себя», он становится в стороне или просто пересказывает «то, что было», объясняя все случаем, либо совсем не объясняя».

Сегодня, когда произведения Лескова изучаются в курсе школьной программы, выставка «Лесковское ожерелье», будет особенно полезна для учащейся молодёжи. А для взрослого посетителя лесковское слово прозвучит современно и, даже, пророчески, потому как он имел «прямую душу да горячее сердце нетерпеливое».

Сейчас издательство «Книговек» постепенно выпускает полное собрание сочинений Лескова 30-ти томах, а это верный признак того, что творчество писателя современно, актуально и востребовано.

У зрителей есть возможность разговора о многоцветье и богатстве языка писателя, его самобытном юморе и удивительном понимании классиком национального русского характера, его достоинстве и высоте и мечте Лескова о предназначении и возрождении России.

Дата публикации
01.04.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме