Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Пространство и время Косенкова

11 октября в Музее-мастерской заслуженного художника России С. С. Косенкова открылась новая выставка «Человек в пространстве и времени», презентацию которой приурочили ко дню рождения художника. В этот день Станиславу Степановичу исполнилось бы 72 года.

На церемонии открытия выставки присутствовали начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский, художники, музейщики, искусствоведы, писатели и студенты. Многие из собравшихся были хорошо знакомы с Косенковым, поэтому одно за другим звучали воспоминания о нём, художника цитировали. Но самыми главными рассказчиками на этой встрече, конечно, оставались работ Станислава Косенкова.

Открытие выставки С. Косенкова «Человек в пространстве и времени»

Конечно, невозможно с исчерпывающей полнотой в экспозиции одной комнаты мастерской показать и рассказать об искусстве Косенкова, о его философии, но данная выставка раскрывает те проблемы и ту тему, которая стала наиболее важной в последние годы жизни Косенкова.

Фрагмент экспозиции «Человек в пространстве и времени» С. Косенкова

Хотя название выставки несёт в себе космический характер по масштабу своего звучания, в экспозиции зритель увидит только Россию. Главным акцентом выставки стала тема вымирания российских деревень, а центральными работами в экспозиции — серия работ «Чернобыль России — деревня» 1990-го года. В них воплощены наблюдения художника о России деревенской и о жизни человека в ней. Эта тема зародилась после творческой поездки Косенкова во Вщиж, село, некогда бывшее провинциальным городом Брянских земель.

С. Косенков. Черменевка

Серию рисунков «Чернобыль России — деревня» за их объёмное собирательное смысловое содержание на открытии выставки часто справедливо именовали «картины». Она довольно известна зрителю, неоднократно работы из серии экспонировались как на тематических, небольших, так и на крупных персональных выставках художника, в полном объёме изданы в альбоме-монографии 2011 года.

С. Косенков. За околицей. Серия «Овраги»

Но это никак не умаляет их актуальности на новой выставке. Кураторы выставки смогли их по-новому акцентировать, увести их в буквальное географическое пространство. Ведь значительное место в экспозиции занимают пейзажные этюдные рисунки 1980-х и серия «Овраги» 1982 года. Они по смыслу дополняют серию «Чернобыль России — деревня».

С. Косенков. Борисовка

В них передано то самое ощущение пространства, которое заявлено в названии и в концепции выставки. Это монументальное ощущение природы, которое неповторимо мог и передавал Косенков в своих рисунках, подчеркивает, обостряет проблему несправедливо забытой деревни и человеческих судеб в большой стране, быта и бытия русского села.

Открытие выставки «Человек в пространстве и времени» Станислава Косенкова

Несмотря на то, что художник больше известен как художник печатной графики (офорты, линогравюры), Косенков всю жизнь уделял внимание живому рисунку простым карандашом.

С. Косенков. Весеняя распутица

Поэтому, с точки зрения изобразительной, пейзажи, запечатлённые художником — широкие дали, глубокие перспективы, неповторимые «фигуры» деревьев, — очень ценны: это наглядное свидетельство, как отливался в ёмкую пластическую формулу рисунок Косенкова – сочетание тонкой линии и плотного, почти чёрного тонового пятна.

С. Косенков. Сломленная яблоня

Именно в такой пластической манере художник рисовал известную работу «Сломленная яблоня», портрет Маши на фоне деревенской полуразрушенной хатки с соломенной крышей и др. На выставке также присутствуют несколько цветных гравюр на картоне, которые гармонично дополняют пейзажный ряд выставки.

С. Косенков. автопортрет

А отдельным звеном всей экспозиции становится автопортрет художника, созданный им в технике цветной гравюры в 1975 году. Он разительно отличается своей пластикой и цветом от всего визуального ряда выставки, акцентирует на себе внимание. Но разве можно это поставить в укор организаторам выставки, ведь всё равно это персональная выставка Косенкова и очень жаль, что он присутствует на ней лишь в такой форме. Сколько бы он ещё успел нам сказать о пространстве, о человеке, о быте и смысле бытия.

Дата публикации
12.10.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме