• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде началось «Шестое время года»

16 марта в музее-мастерской заслуженного художника РФ С. С. Косенкова открылась выставка «Шестое время года», посвященная Году Японии в России и дню памяти С. С. Косенкова. В экспозиции представлены 21 графическая работа Станислава Косенкова и около 20 бумажных скульптур Татьяны Ефремовой.

Название выставки — «Шестое время года» — необычно и обусловлено традиционным в Японии делением года на сезоны. В Стране Восходящего Солнца не четыре времени года, а шесть: зима, весна, сезон дождей, лето, осень и сезон, когда краснеют листья клена. Но что же может объединять русского художника С. Косенкова, молодого дизайнера Т. Ефремову и японские культурные традиции?

На самом деле точек соприкосновения достаточно: и Станислав Косенков, и Татьяна Ефремова — выпускники одного вуза. С. Косенков закончил 50 лет назад, а Т. Ефремова в прошлом году Харьковский государственный художественно-промышленный институт (в настоящее время Харьковская государственная академия дизайна и искусств).

И график С. Косенков, и дизайнер Т. Ефремова — преемники художественной традиции, заложенной В. Д. Ермиловым, стоявшим у истоков создания названного вуза. Традиция эта настолько сильна, что даже не смотря на то что В. Д. Ермилова нет на свете уже 50 лет, выпускников харьковского «худпрома» отличает свой «фирменный» стиль, сугубо свой взгляд на место художника в мире, свое понимание построения пространства, свой индивидуальный творческий почерк.

Во-вторых, у обоих художников есть свое непосредственное отношение к японской культурной традиции: Станислав Степанович занимался глубоким изучением дальневосточной философии, эстетики, изобразительного искусства, и, конечно же, работал в традиционной японской технике печати цветной гравюры с одной доски. Искусствоведы в 70-е годы 20 века писали о том, что художник Косенков «возродил цветную линогравюру».

Для белгородского графика японская художественная традиция оказалась понятной, близкой, практически родной: минимально используя цветовые эффекты, не создавая однозначно трактуемого образа, Косенков наполняет работы множественными глубокими смыслами, создает визуальный текст, который откроется для каждого зрителя по-своему. Серии цветных линогравюр «Окно», «Контрасты», представленные на выставке, наглядно подтверждают эту мысль.

Пленэрные рисунки Станислава Степановича, экспонируемые на выставке, предлагают зрителю двигаться вслед за взглядом художника, или, как гласит японская эстетика, «вслед за кистью». Перемещаясь взглядом по работам таким образом, мы можем увидеть мир таким, каким он предстал перед Косенковым, можем понять то, о чем он думал, можем почувствовать те эмоции, которые он испытывал.

И, конечно же, украшение выставки — рисунки С. С. Косенков, выполненные китайской тушью. Эти работы участвуют в экспозициях очень редко, многие даже не знают, что художник работал в этой трудоемкой технике, требующей точной руки, внимательного взгляда и умения создать образ практически мгновенно.

Татьяна Ефремова работает в технике бумажного моделирования уже более 7 лет, а работать с бумагой начала еще в детстве, когда увлеклась складыванием оригами. Белый лист бумаги всегда таит в себе загадку, непознанное, и вместе с тем бесконечные возможности.

«Из бумаги можно сделать все, — говорит Т. Ефремова, — это удивительный материал: прочный, пластичный и, одновременно, очень хрупкий». От себя добавим, что на наш неискушенный взгляд, именно «бумажная эстетика» очень точно и тонко передает японское мировоззрение: в стране, где около 200 действующих вулканов, где к землетрясению готовы всегда, невольно формируется определенный взгляд на жизнь, которая есть здесь и сейчас, а через минуту этой жизни может и не быть.

Поэтому выставка белой бумажной скульптуры, представленная Татьяной Ефремовой, рассказывает в первую очередь об эфемерности бытия, о мимолетности красоты и о том, что все на свете не вечно, преходяще.
Фигуры животных, людей, звездчатые геометрические тела, настенное панно — это образы нашего мира, существующего миллиарды лет, но который человек способен уничтожить в одно мгновение.

Выставка будет интересна широкому кругу зрителей, и каждый посетитель от ребенка до умудренного опытом взрослого получит колоссальное удовольствие от увиденного.


Дата публикации: 20.03.2018