Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Борозда памяти Станислава Косенкова

В музее-мастерской заслуженного художника России С. С. Косенкова 26 марта 2013 года состоялось открытие выставки графических работ автора под названием «Борозда памяти» по аналоги с одним из представленных здесь произведений. Выставка приурочена сразу к двум событиям. В этот день 20 лет назад художник на 53-м году трагически ушёл из жизни, оставив за свой недолгий «век» большое творческое наследие.

Станислав Степанович Косенков стал известен еще в 1970-е годы и с тех пор о нём помнят и знают. Его произведения хранятся во многих музеях страны, а в Белгороде установлен памятник художнику, с 2011 года проходит Белгородский фестиваль памяти С. С. Косенкова и одна из улиц города носит его имя.

В Белгороде открылась выставка «Борозда памяти» С. С. Косенкова

Работы художника, помимо музея-мастерской, хранятся и находятся в постоянной экспозиции Белгородского государственного художественного музея, библиотеки-музея А. С. Пушкина, в репродуцированном виде с творчеством автора можно познакомиться во многих библиотеках города и области.

Открытие выставки «Борозда памяти» С. С. Косенкова

На выставку почтить память художника, рассказать о нём пришли многие художники (В. Иванчихин, А. Аксёнов, заслуженный художник РФ А. Шишков), искусствоведы, филологи, писатели (С. Минаков, И. Чернухин) и многие другие.

Игорь Чернухин и Анна Косенкова

Вторая дата, которая отмечена данной выставкой — это 70-летие Курской битвы, одного из ключевых сражений Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Тема войны стала для С. Косенкова одной из важнейших в творчестве и во многом глубоко личной. О войне художник знал не понаслышке, поэтому его работы — это не исторические и образные реконструкции, а рассказ о его детских переживаниях, впечатлениях и воспоминаниях. Об этом свидетельствуют и названия графических серий, представленных в экспозиции: «Память», «Детство», «Прохоровское поле», а также иллюстрации к поэзии А. Прасолова и рассказу Е. Носова «Красное вино победы» и другие.

Фрагмент экспозиции «Борозда памяти» С.С. Косенкова

Среди представленных в экспозиции линогравюр и рисунков художника нет работ, так сказать, новых, которые ещё не экспонировались на выставках. Напротив, здесь сконцентрированы самые известные графические листы художника, многие из которых не единожды выставлялись как при жизни художника, так и за 20 лет после его смерти. Но этот факт нисколько не умаляет интерес к данной выставке и ее места в череде культурных событий города.

Открытие выставки «Борозда памяти» С. С. Косенкова

В экспозиции представлено 40 работ автора, и для темы, которая затронута на выставке — этого более чем достаточно. Ведь работы Косенкова, как и должно быть у художника-философа, — неисчерпаемы по своей созерцательной емкости. Каждый эстамп или рисунок — это не интерьерный элемент, это рассказ и диалог художника со зрителем, а сразу несколько десятков работ — это уже долгая беседа.

По инерции «пройти по работам» этой выставки может только очень чёрствый человек. Здесь везде хрупкий и зыбкий мир детства, выпавшего на военные годы. Здесь слышен голос раненого ребенка, но задетого не пулей или осколком, а болью за потерю отца и вечным ожиданием. Ведь «без вести пропал» — это ещё не умер, и детская надежда простирается по горизонтам, холмам, рвам, среди колосьев пшеницы и стебельков одуванчиков по полям, где умирали отцы, деды, сыновья за возможность жить своим женам, матерям и детям…

С. С. Косенков «Пролог» Афиша выставки «Борозда памяти»

Метафоричность произведений Косенкова становится не только рассказом о своём пережитом, но гимном целому поколению. Пожалуй, только через такие глубокие художественные гуманистические образы человек, рождённый много позже, в мирное время, может понять и ощутить всю трагедию такого явления как война. А сухие цифры в книгах и учебниках истории о человеческих потерях, расположенных в ряду с самолётами, танками, пушками — это только констатация масштаба боевых действий.

Рефлексивные мотивы работ Косенкова обращают зрителя к своему пережитому прошлому, прошлому своей семьи, народа, страны, а без прошлого нет самоидентификации, нет человека, нет народа в высоком смысле этого слова.

Поэтому так важно помнить, знать и снова переживать, к этому снова и снова нас обращает каждая работа на выставке, с этим обращается к нам художник Косенков.

Дата публикации
30.03.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме