Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде начала работу выставка «необъективного искусства»

11 ноября в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея открылась экспозиция произведений живописи и графики под названием «Время русского авангарда» из фондов Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко.

Такое событие в художественной жизни Белгорода стало уникальным – жителям города впервые предоставлена возможность воочию познакомиться с произведениями супрематизма, кубофутуризма, сезаннизма, конструктивизма кисти всемирно известных художников, создававших свои произведения в непростой для России период 1910–1920-х годов.

В советский период выставки такого плана были запрещены, теперь же художественные произведения этого периода столь ценятся, что, несмотря на повышенный интерес к ним, крайне редко вывозятся из фондов русских музеев в интересах сохранности.

Выставка «Время русского авангарда» в Белгородском художественном музее

На выставках провинциального масштаба произведения русских авангардистов появляются еще реже. Повышенный интерес к русскому авангарду проявляет и мировое культурное сообщество. В частности многие экспонаты этой выставки «видели мир» и представляли «лицо» русского искусства начала 20 века за рубежом, побывав в составе различных международных проектов в США, Германии, Италии, Франции, Австралии, Корее, а также в Третьяковской картинной галерее в масштабном федеральном выставочном проекте «Золотая карта России» в Москве.

М. Шагал. Война К.С. Петров-Водкин. Кадуша

В Белгороде же такая выставка стала возможной благодаря проводимой Белгородским художественным музеем программе «Музеи России – белгородцам!», которую всячески поддерживает управление культуры нашей области и, конечно же, благодаря сотрудникам Краснодарского краевого художественного музея, которые откликнулись на обращение белгородских музейщиков и провели большую работу по подготовке выставочного проекта.

Выставка «Время русского авангарда» в Белгородском художественном музее

В зале художествненого музея разместились 80 произведений, многие из которых принадлежат кисти как всемирно известных художников: В.В. Кандинского, П.Н. Филонова, А.В. Лентулова, А.А. Экстер, Н.С. Гончаровой, Л.А. Юдина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагала, А.М. Родченко, М.С. Сарьяна, С.Ю. Судейкина, О.В. Розановой, так и малоизвестных авторов.

Бесспорно, выставка сложна и высокоинтеллектуальна по своему содержанию. Ведь русский авангард, взяв свои истоки из искусства европейского, преобразовался на русской почве, впитал в себя иконописные приемы и теории различных наук начала века.

Выставка «Время русского авангарда» в Белгородском художественном музее

Чтобы понимать это искусство, необходимо быть во многом человеком теоретически подготовленным. Не случайно поэтому на открытии выставки были процитированы слова известного современного французского экспозиционера Марка-Оливье Вале: «Экспозиция – это единственный известный нам медиум, с помощью которого мы добираемся до искусства».

Понимая это и зная, что авангард для многих остается непонятен, кураторы выставки тщательно разработали принцип расположения экспонатов в пространстве зала. По их словам главной задачей было как можно доходчивее через экспозицию дать возможность зрителю представить сложное искусства начала 20 века в своем развитии.

Председатель Белгородского регионального отделения Союза художников России С.Ф. Дымов счастлив видеть выставку русского авангарда в Белгороде

Поэтому не случайно первыми посетителей встречают произведения абстрактного авангарда и располагаются в центре зала. Футуристические композиции и супрематические абстракции находятся как бы на фоне далее расположенных живописных работ художников, творчество которых предшествовало абстрактному авангарду в искусстве.

Художники объединялись в отдельные группы: символисты в «Мир искусства» и «Голубую розу», сезаннисты в «Бубновый валет», другие, увлекаясь новыми идеями, переходили из одной творческой группировке в другую. Так возникли «Ослиный хвост», «НОЖ», «Мишень» и многие другие.

Здесь же на выставке зрители увидят произведение русского импрессиониста К.А. Коровина и знаменитого К.С. Петрова-Водкина, который преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и влиял на творчество многих молодых художников.

 «Натюрморт с ножницами» А.В. Куприна

Отдельные интерес на выставке представляет акварель «Беспредметное» основоположника лирического абстракционизма В.В. Кандинского и графический лист «Всадник» П.Н. Филонова – художника, создавшего аналитический авангард.

Таким образом, выставка «Время русского авангарда» – целый космос идей и задач, которые ставили перед собой художники: это и использование эффектов оптики, и цель воспроизвести в картине четырехмерное пространство, но объединяет в этом всем разнообразии художников самая главная задача – не стремясь к фотографичной действительности добиться живого эффекта, передать движение жизни и мироздания.

В.В. Кандинский «Беспредметное»

Это им безусловно удалось! Движение присутствует везде: и в картине «Натюрморт с ножницами» А.В. Куприна, и в «Портрете А.Д.» С.Я. Адливанкина, и в беспредметной композиции М.И. Менькова, и в пейзаже А.В. Лентулова.

Интерес к этой выставке был очевиден уже на открытии, о ней очень высоко отозвались белгородские художники и выступавший председатель регионального отделения Союза художников России С.Ф. Дымов.

А после завершения мероприятия ни один человек не покинул зал, оставшись прослушать экскурсию, которую провел для всех посетителей сотрудник Краснодарского краевого художественного музея, заведующий отделом культурно-образовательной деятельности Иван Иванович Ващенко.

Экскурсию для всех посетителей сотрудник Краснодарского краевого художественного музея, заведующий отделом культурно-образовательной деятельности Иван Иванович Ващенко

И, как отметила куратор выставки, заместитель директора Белгородского художествненого музея Свиридова Наталья Владимировна, что как бы авангард не был гоним в советский период, лучшие достижения этого направления в искусстве легли в основу советского плаката, а приемы русских сезаннистов-бубнововалетовцев стали основой для формирования изобразительного языка советского реализма.

Куратор выставки «Время русского авангарда», заместитель директора Белгородского художествненого музея Свиридова Наталья Владимировна

А это значит, что ничего Нового в искусстве как зеркале духовной деятельности человека не появляется случайно и не исчезает бесследно, и нам надо уметь ценить и уметь понимать художественное наследие предыдущих поколений.

Тем более, что сейчас, в эпоху начала 21 века, когда внимание человека направлено на глубокое понимание самого себя, авангард начала 20 века становится близким явлением, как «искусство необъективное», которое создавалось как искусство ради искусства, то есть «ради себя».

Дата публикации
12.11.2011 г.
Автор

Новости по теме