Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Тихий свет радуги Александра Смородинова

С начала апреля в Белгородском государственном художественном музее экспонируется камерная и во многом примечательная как для посетителей, так и для организаторов выставка орловского художника Александра Смородинова «Тихий свет радуги».

Весьма говорящее название выставке дали сотрудники музея, таким образом лаконично и ёмко охарактеризовав лёгкие воздушные акварели художника, написанные яркими и одновременно сдержанно пастельными красками в технике Аля-прима. Выставка проходит в рамках объявленного музеем в конце 2012 году проекта «Современное русское церковное искусство: как на духу» и демонстрирует пример соединения светского искусства и религиозной тематики, и сколь художественные работы способность донести своему созерцателю высокие идеи христианства.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

По мнению организаторов выставки, произведения художника «отражают представление о проявлении Божественных энергий в этом мире. Композиции полны сложных знаковых комплексов, объединяющих как художественные, так и религиозные символы, воспринятые через призму иконографических и стенописных произведений Древней Руси, а также через европейское искусство и историю XX века…».

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

Но как заметила заместитель директора по научной и выставочной работе Белгородского государственного художественного музея Наталья Свиридова, о работах Александра Смородинова не хочется говорить с посетителем только в рамках проекта, его творчество значительно масштабнее, и интересно как явление в контексте всего переломного периода в русском искусстве конца XX – начала XXI века.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

Александр Смородинов ушёл из жизни 6 лет назад, пройдя большой путь «от и до». Он избрал для себя «большой формат», работал в области монументального искусства, но после перестройки, когда исчез социальный заказ на монументальные оформительские работы, художник обратился к станковой изобразительной форме. Хотя это лишь форма, важнее — содержание. Как оказалось, именно в станковом формате художник раскрыл в себе ярко-выраженную индивидуальность и выработал знаковую изобразительную систему, нашёл свою тему, которая зиждется на христианской философии и православном мировоззрении.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

В его работах нет конкретных сюжетов, нет иллюстрации библейских сюжетов, нет узнаваемой конкретики даже там, где мы видим явно читаемые знаковые символы христианской культуры: распятие или облик Христа с терновым венцом, купола храмов, ангелы, нимбы и силуэты святых. Каждая его работа становится собирательным образом, в котором художник хотел выразить глобальную идею, объединяющую все работы на выставке. Может быть не случайно художник не давал названий своим работам, видя в каждой из них лишь очередную попытку ещё раз выразить важные христианские постулаты.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

В большинстве акварелей на выставке также читается образ Троицы, которая является символом единства всего сущего и единения. Это символ, различие трактовки которого никогда не было камнем преткновения между разными христианскими конфессиями, что ещё раз подчеркивает идею единения, которая очевидно была для Александра Смородинова эмоционально переживаемой темой.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

Эта эмоциональность присуща всем экспонируемым на выставке работам, они написаны в абстрактной, часто авангардной форме, — широким движением кисти, быстро, наполнены динамичными диагоналями, линиями, гранями цвета, которые создают движение, перемешиваются между собой и стремятся ввысь.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

А потом от станковых работ художник вновь вернулся к монументальной форме — ему предложили расписать Троице-Васильевский храм в городе Орле. И, конечно, здесь он пошёл совсем «иным» путём, не выходя за рамки существующих канонов, отталкиваясь от лучших образцов древнерусской и византийской монументальной живописи. Монументальная роспись храма — работа огромная, трудоёмкая и, естественно, не делается легко и быстро.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

Начинается она с листа бумаги и карандаша, где в формате альбомного листа выражаются мысли о будущих крупных многофигурных композициях на стенах. Так, на выставке представлены несколько цветных эскизов, зарисовки и масштабная калька к росписям храма. Они призваны дать зрителю некоторое представление о монументальной росписи, её этапах, масштабах, технологиях.

Завершить росписи художнику не удалось, тяжелая болезнь прервала его почти на середине пройденного пути, но он сделал многое — он начал.

Выставка Александра Смородинова «Тихий свет радуги» в Белгородском художественном музее

По оценкам искусствоведа, заместителя директора по научной и выставочной работе Белгородского художественного музея Натальи Свиридовой и искусствоведа, члена Ассоциации искусствоведов России, эксперта Росохранкультуры Марианны Комовой, Александр Смородинов сделал главное — он стал автором росписей, ему удалось найти гармоничное пропорциональное соотношение масштабов композиций сюжетов с архитектурным пространством, придав гармонии внутреннему ансамблю храма.

Это точное чувство пропорции свидетельствует не только о таланте художника, но и о качестве полученного художественного образование на монументальном отделении Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной.

Друзья художника Смородинова на открытии выставки в Белгороде

Таким образом, Александр Смородинов стал тем художником, который внёс вклад не только в советское монументальное искусство (которое является уникальным явлением в истории отечественного искусствознания), но и внёс свою лепту в формирование и становление современного церковного искусства, которое было почти забыто в Стране Советов.

На открытии выставки в Белгороде о художнике говорили не только искусствоведы, но и присутствовавшие близкие друзья художника — однокашник по учебе в Ленинграде художник Иван Несветайло, а также Елена Гашенина, которая взяла на себя бремя сохранения художественного наследия Александра Смородинова и популяризации его творчества.

Презентация альбома художникова А. Смородинова

На церемонии открытии выставки был презентован альбом художника, изданный в этом году Еленой Гашениной, а также она передала в дар Белгородскому художественному музею часть графического и живописного наследия Смородинова. Часть тиража альбома А. Смородинова Белгородским художественным музеем в свою очередь будет передан по библиотекам города и музейным библиотекам страны. Что, кстати, является одной из многих невидимых и незаметных для обычных людей форм работы музея по сохранению и просвещению в области изобразительного искусства.

Презентация выставки «Тихий свет радуги»

По словам сотрудников музея, между Орлом и Белгородским государственным художественным музеем установилось плодотворное профессиональное сотрудничество, и работы Александра Смородинова стали уже третьим крупным даром музею орловскими художниками и их наследниками за последние два года. В прошлом году в музей было подарено всё художественное наследие заслуженного деятеля культуры РФ, живописца Николая Рымшина и художника Александра Олейникова. Эти дары стали одними из крупнейших за последние несколько лет и способны создать полные монографические комплексы в коллекции музея.

Такие акции говорят не только о работе специалистов музея, но и о высоком доверии к Белгородскому художественному музею со стороны представителей художественной культуры других регионов нашей станы. Хотелось бы пожелать, чтобы данный конструктивный диалог между регионами лишь развивался и продолжался, а зрители видели новых художников и могли формировать представление о всём масштабе современного российского искусства.

Дата публикации
14.04.2013 г.
Автор

Новости по теме