Новости и обзоры событий культурного Белгорода
«Авангард. ХХ век»: Марк Шагал и Наталья Гончарова
«В искусстве не может быть никаких законов — есть только энергия». Пожалуй, эта мысль Марка Шагала очень точно рассказывает о выставке «Авангард. ХХ век». Её открытие состоялось 1 февраля в Белгородском государственном художественном музее. На выставке экспонируется более 80 графических работ Марка Шагала и Натальи Гончаровой из частной коллекции.
Два художника-авангардиста были рождены в России в самом конце ХIX века. Их творческое наследие стало целой эпохой для ХХ столетия и навсегда вписано в историю мирового изобразительного искусства.
Наталья Гончарова принадлежала к старинному дворянскому роду, Марк Шагал родился в бедной семье в еврейском гетто на окраине Витебска. Гончарова в начале 1900 годов получила малую серебряную медаль за свои скульптуры малых форм в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Шагал же в эти годы (в свои 15 лет) ещё не знал, что карандашом можно рисовать. Однако, они, каждый в своё время, оказались вовлечены в бурно развивающиеся культурные и художественные процессы в литературе и изобразительном искусстве. Волею своих сложных судеб и истории каждый прожил большую часть своей жизни во Франции, которая стала им второй родиной. Оба художника, помимо живописных произведений, оставили огромное графическое наследие, занимались иллюстрацией, тесно сотрудничали с французскими книжными издательствами.
С их графическим искусством и предлагает познакомиться жителям Белгорода и области Белгородский государственный художественный музей.
Так, на выставке представлено более 50 цветных и чёрно-белых литографий Шагала из разных тематических серий, часть из которых — его знаменитые иллюстрации к Библии. Творчество Натальи Гончаровой представлено чёрно-белыми литографиями-иллюстрациями к стихам поэта-футуриста Тихона Чурилина, иллюстрациями к французской адаптации Надежды Тэффи текста «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина. Дополняет представление о детской иллюстрации типографские литографии-иллюстрации к сказке «Баба Яга» ещё одной художницы русского происхождения и ближайшей подруги Гончаровой во Франции — Натальи Парэн, которая пропорционально насколько известна в Европе, настолько же совершенно неизвестна в России.
Тематическое, жанровое и стилистическое разнообразие графических листов на выставке «Авангард. ХХ век» позволяет не только более подробно познакомиться с творчеством всемирно известных художников, но и представить себе насколько изобразительные достижения авангарда повлияли на развитие книжной иллюстрации в ХХ веке.
Об этом говорила в своей приветственной речи на открытии выставки коллекционер Ирина Стежка, из собрания которой сформирована данная выставка. Она занимается собиранием печатной графики уже более 20 лет. Проживая последние годы в Германии, Ирина Стежка убеждается в том, что в России недооценивают роль и значение графики как вида искусства, а также несправедливо занижают ценность серийной печатной графики (это форты, литографии, ксилографии и т.д.). Это обстоятельство отчасти побудило её заняться активной выставочной деятельностью. Произведения из её коллекции уже экспонировались во многих городах России.
Изюминкой выставки в Белгороде, безусловно, стали библейская серия литографий Марка Шагала, созданная по заказу издателя Амбруаза Воллара в 1950–60-е годы, и книга ручной работы с иллюстрациями Натальи Гончаровой к «Сказке о царе Салтане», выполненная в технике пошуар в 1920-е.
Марк Шагал с детства был увлечен Библией. Он говорил, что она его вдохновляла, а её тексты помогали пониманию «судеб мира». Шагал как художник, отрицавший реальность в её общепринятом контексте, и всю жизнь стремившийся выразить всё так, как он это чувствует, не мог создать иллюстрации к Библии, которые стояли бы в одном типологическом ряду с уже существующими, и в этом мы можем убедиться на выставке.
Библейские сюжеты встречают посетителя в самом начале экспозиционного зала, а аннотации рядом с ними, начиная с первых строчек рассказа о сотворении мира, постепенно увлекают и углубляют нас в пучину событий Ветхого Завета.
Рассказ о великой любви между мужчиной и женщиной в сказаниях о Юдифь и Воозе, образы сотворения мира, дерева познания добра и зла как символа познания всего на свете, а также огромная идея Библии о свободе выбора и последствиях этого выбора в жизни человека и истории человечества — это то, что рассказал Шагал чрез цвет, линию в своих, как многие скажут, «детских рисунках». Рисунках, пронизанных динамичным движением и вспышками ярких цветов. Этот наивный сюрреалистический рисунок придает особую искренность образам, созданным художником.
Яркие, декоративные иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» из книги ручной работы Натальи Гончаровой — это пример уникальной техники пошуар, где сочетается авторский рисунок с трафаретной техникой. Здесь Гончарова использовала приемы, которые она заимствовала из древнерусской иконы и народного лубка, и которые стали характерной чертой авторского стиля художницы — рисунок с обратной перспективой, сочетание ярких, очень сочных синих, красных, желтых, изумрудных красок и жесткий четкий рисунок каждой линии. Этот чёткий рисунок сочетается с плавной вязью растительных орнаментов, заключённых в прямоугольные рамки. Отдельные листы из книги экспонируются в прозрачных кассетах, что позволяет рассмотреть их художественное оформление с обеих сторон.
Книга ручной работы с иллюстрациями Гончаровой экспонировалась в России лишь единожды в прошлом 2012-м году в Калужском областном художественном музее, и после экспонирования в Белгороде снова будет погружена в спасительную темноту хранения. Свет, даже с музейными нормами единиц освещённости, увы, губителен для бумаги и пигмента красок, он безжалостно подвергает их выгоранию и физическому разрушению. Факт, что эта книга в следующий раз может быть показана зрителю лишь через несколько лет, делает выставку в Белгороде ещё более уникальной.
И пусть никого не пугает, что «Авангард. ХХ век» — сложная для понимания выставка. Посетителя встречают не унылый серо-коричневый рисунок, а неожиданные сочетания чёрных линий с яркими пятнами красок, простреливающих своим сочным цветом всё пространство зала. У нас появился шанс, как никогда, попытаться понять сложный символический язык авангарда, так как здесь на выставке он подкреплён словами текстов Пушкина, Чурилина, Ветхого Завета и воплощён во всем нам с детства знакомой художественной форме — иллюстрации.
А ведь вспомните: в детские годы никого из нас не смущали условные детали и непропорциональные изображения сказочных героев, как и не смущала нереальность содержания самих сказок. Не смущает содержание и взрослых, читающих сказки детям, так почему же многих взрослых смущает авангард?
- Дата публикации
- 03.02.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир
Топ новости
-
03 октября
Осенний #НАУКАДЖАЗ
-
03 октября
Давайте замедляться
-
04 октября
С любовью к родному Белогорью
- Все новости