• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Поле Куликово» как гимн русскому воину

22 марта в Белгородском государственном художественном музее состоялось открытие выставки «Илья Глазунов. Поле Куликово», где представлена серия картин из фондов Тульского музея изобразительных искусств. Выставка носит узкотематический характер и раскрывает перед зрителем панораму одного из самых значимых сражений древнерусской истории.

В то же время, экспозиция знакомит белгородцев с творчеством известного российского художника Ильи Сергеевича Глазунова — видного общественного деятеля, проповедника русской культуры и реалистических традиций в изобразительном искусстве.

В Белгородском государственном художественном музее открылась выставка «Илья Глазунов. Поле Куликово»

Ещё в 1960-е годы художник задался целью проиллюстрировать все значимые моменты Куликовской битвы и события ей предшествующие. В итоге Илья Глазунов посвятил этой теме не один десяток лет и создал ряд полотен, которые сформировались в серию из тридцати живописных картин.

С. И. Курганский приветствует выставку Ильи Глазунова в Белгороде  Приветственное слово С. Дымова

Илья Глазунов — не первый, кто взялся за данную тему. Среди художников исторического жанра события сражения на поле Куликовом затрагивались не единожды. Большинству вспомнится картина Е. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», которая на протяжении многих лет публиковалась в школьных учебниках и на почтовых марках. Как правило, художники останавливаются на центральном, наиболее важном событии, или интересном для них историческом моменте, создают метафоричный собирательный образ исторического факта в картине.

Выставка «Илья Глазунов. Поле Куликово» в Белгородском художественном музее

И не так часто живописцы, работая над той или иной темой, ставят перед собой цель воссоздать полную канву событий, как сделал это Илья Глазунов. Это прерогатива книжной графики. Таким образом, по сути, в серии картин «Поле Куликово» художник выступает в роли иллюстратора, но в большом формате с панорамными композициями и монументальными портретными образами.

Илья Глазунов «Штурм града»

На выставке в зале Белгородского художественного музея представлено 22 работы из всей серии, и расположены они в последовательной очерёдности. Первая картина, которая предстает перед зрителем — это полотно «Штурм града» — собирательный образ агрессивных завоевателей.

Илья Глазунов «Хан Мамай»

А завершает экспозицию жизнеутверждающее полотно «Возвращение», где художник объединил несколько мотивов. Здесь изображены сразу несколько поколений — от малого дитя до пожилой женщины, опирающейся на локоть защитника, молодого сильного мужчины. Картина становится одновременно и образом мира, и гимном русскому воину, и низким поклоном всем защитникам земли русской.

Элементы театрализации на вернисаже выставки Глазунова в Белгороде

Примечательно, что центральными масштабными полотнами в этой серии являются не сюжеты кровавой сечи, а портретные образы князя Дмитрия, княгини Евдокии, Сергия Радонежского и монаха Пересвета.

И. Глазунов «Княгиня Евдокия в храме»  Фрагмент экспозиции «Илья Глазунов. Поле Куликово»

Не стоит искать одного единственного узнаваемого типажа князя или княгини. Художник намеренно не стал работать над портретом каждого из них, а создал обобщающие мужской и женский славянские типы, которые повторяются из картины в картину, будь то взрослый или ребенок, второстепенная или центральная фигура композиций.

Илья Глазунов «Монгольская девушка»

Наиболее выразительным является образ Сергия Радонежского в картине «Канун. Перед Куликовской битвой». Работа по вполне очевидным причинам в 1970-е годы не пришлась по вкусу официальным структурам Советского государства.

Художник позаимствовал портретную трактовку Сергия Радонежского из уже имеющихся иконографических типов, тем самым сохранив сложившийся в веках и узнаваемый в народе образ святого. Создать портрет на грани иконописного лика рядом с другими вполне объемными образами, нарисованными в рамках академических норм, — ход неординарный.

Илья Глазунов «Верный конь»

Впрочем, Илья Глазунов хоть и остаётся верным реалистом, но, тем не менее, применяет много стилизующих изобразительных приемов: намеренная упрощённость объёмных форм в сочетании с обилием декоративных орнаментов, детализованных украшений из драгоценных камней на одеждах, а также применение ярких, почти ядовитых цветов на контрасте с тёмными. Примером этому могут служить картины: «Княгиня Евдокия в храме», «Верный конь», «Монгольская девушка», «Хан Мамай» и другие.

Открытие выставки «Илья Глазунов. Поле Куликово» в Белгороде

Картины создавались художником в течение двадцати лет, поэтому заметна разница в изобразительных приёмах и манере письма. Одни работы носят эскизный характер, другие тщательно прописаны и отрисованы, но в общем у зрителя создаётся впечатление, что автор писал их быстро, легко — его живописная кисть широко ложится на поверхность холста, а иные тщательно проработанные детали зачастую соседствуют с эскизными мазками в других элементах картины.

Каждое полотно имеет свое индивидуальное колористическое решение и передает эмоциональную канву происходящих на картине событий. А в общем, серия представляет характерный для Илья Глазунова зрелый изобразительный почерк.

Открытие выставки «Илья Глазунов. Поле Куликово» в Белгородском художественном музее

Выставка «Илья Глазунов. Поле Куликово» путешествует по городам России уже несколько лет и побывала в Алтайском крае, в Брянске, Архангельске, Калуге, Томске, Орле и других городах России. Белгород на данном этапе является последней точкой её путешествия, после чего произведения вернутся в фондовые хранилища Тульского музея изобразительных искусств.

А сотрудники Белгородского художественного музея в свою очередь разработали новую форму посещения данной выставки и предлагают всем желающим поучаствовать в образовательной викторине, проверить свои знания, внимательность, наблюдательность и побороться за главный приз — картину белгородского художника Владимира Желобка.

Выставка, безусловно, в своем содержании пронизана нотой патриотизма и как никакая другая подходит для семейного просмотра.


Дата публикации: 23.03.2013