Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде открылась уникальная выставка «В кругу семьи»
3 декабря в Белгородском государственном художественном музее состоялось знаменательное культурное событие уходящего года — открытие выставки «В кругу семьи» из фондов одного из крупнейших музеев страны и мира — Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (г. Москва).
Фонды московского музея впервые привезены в Белгородский регион, и это, безусловно, наилучший подарок городу и жителям в преддверии наступающих праздников.
Выставочный проект посвящён теме семьи и отображает вопросы и идеалы семейных отношений в мировом изобразительном искусстве. Концепт проекта уже был реализован Пушкинским музеем в Москве пять лет назад, когда 2008 год был объявлен в России «Годом семьи». Но, тем не менее, выставка в Белгороде не стала полной репликой предыдущей.
По словам куратора и автора выставочного проекта «В кругу семьи», кандидата искусствоведения Анны Сулимовой, состав выставки был значительно изменён, а также специально для экспозиционного зала Белгородского художественного музея были включены, помимо живописных полотен, скульптурные памятники, большая часть которых Пушкинским музеем экспонируется впервые!
Скульптурные композиции разных школ и мастеров существенно дополнили концепцию выставки и расширили представления об изобразительных интерпретациях мотивов семейных отношений в изобразительном искусстве.
Хронологический и географический диапазон произведений впечатляет и даёт возможность зрителю совершить целое путешествие вместе с художниками Италии, Англии, Франции, Голландии, Бельгии, Фландрии XVI–ХХ веков и др.
Хотя выделить по своим достоинствам главные произведения выставки весьма затруднительно, кураторы экспозиционно подчеркнули так называемые «программные» произведения, ставшие смысловыми и концепционными точками проекта. Это три произведения: «Святое семейство» Помпео Батони 1740-х годов, созданное автором в характерном неоклассическом стиле; «Материнство» Маргерит Жерар 1800-х годов, посвящённое семейному быту — оно является своеобразной переработкой композиций и сюжетов Святого семейства на «светский манер» эпохи сентиментализма; и полотно известного русского художника Владимира Вейсберга «Семья Щегловых» 1958 года, где с нежностью и тонко переданной интимностью изображены отец и дочь как гимн преданности и эмоциональной преемственности старших и младших поколений.
Все три произведения созданы художниками разных стран и столетий, а говорят об одном — о материнской любви, отеческой заботе, святости семейных уз.
Вторят им и остальные произведения выставки, которые сгруппированы в отдельные смысловые и жанровые блоки: это детский образ в искусстве, тема любви и супружеской верности, семейный портрет, сюжеты семейных застолий и домашнего быта, семейных ссор и неурядиц, подвиги мифологических героев ради своего семейства.
Здесь белгородцы увидят и типичный для XVIII столетия портрет ребёнка в образе Амура в живописной работе венецианской художницы Марианны Карлеварис, и полные житейского юмора картины Фердинанда де Бракелера «Ловля мыши» и «После ссоры» (в них художник погружается в натурализм, с доскональностью передаёт мельчайшие детали интерьера и фактур, что нисколько не мешает эмоциональному накалу и напряжению, царящему на его холстах), и произведение американского художника русского происхождения Антона Рефрежье «Наследник будущего», в котором нота тревоги становится ясна, когда узнаешь год создания произведения — 1944-й, ещё не закончилась Вторая мировая война.
Совершенно необычна и наиболее выделяется из всего изобразительного контекста работа художницы русской эмиграции Надежды Леже «Материнство. Миру мир», выполненная в декоративном русле яркими красками с приёмами плакатного искусства. Весьма любопытно, что полотно было подарено художницей Леониду Брежневу, генеральному секретарю ЦК КПСС, и впоследствии поступило в состав музейного собрания.
А ещё не упомянуты прекрасные по качеству произведения Буаньи, Каррьера, Тышлера…
Всего в экспозиции представлено 50 произведений из собрания Пушкинского музея, объёмы исторического и искусствоведческого информационного материала велико, поэтому к каждому экспонату помимо общей аннотации к выставке размещён этикетаж с описательными пояснениями по сюжетам, истории поступления работы в коллекцию музея и другое.
Экспозиция выставки решена на высоком эстетическом уровне. А всё это — и дизайн экспозиции, и сама выставка «В кругу семьи» в Белгороде — осуществлено благодаря партнерам проекта — компании «Металлоинвест», оказавшей основную финансовую поддержку, а также Правительству Белгородской области и Фонду «Наследие».
Воля одних и возможности других продолжают и возрождают «старые», как экспонаты выставки, традиции меценатства в области культуры и искусства. Ведь в своё время и Пушкинский музей был основан на значительные пожертвования Юрия Нечаева-Мальцева, а собрание во многом сформировалось из частных коллекций ученого-востоковеда Владимира Голенищева, дипломата Михаила Щекина, князей Юсуповых, мануфактуриста Михаила Морозова, коллекционера Сергея Щукина и многих-многих других.
Некоторые экспонаты выставки «В кругу семьи» некогда принадлежали этим людям, а самшитовая плакетка «Персей и Андромеда» из коллекции Щукина является одним из самых ранних по созданию предметов экспозиции.
- Дата публикации
- 04.12.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир (фото автора и Романа Никулина)