• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Чтобы помнили…

Белгородский государственный художественный музей отмечает очередную памятную дату — 15 марта состоялась презентация выставки произведений белгородского художника Анатолия Гребенюка, которую приурочили к 75-летию со дня его рождения.

Выставка «Чтобы помнили» не стала полной ретроспективой творчества автора, но здесь представлены работы, созданные Гребенюком уже после переезда в Белгород в 1968 году. Самая ранняя из них датируется 1980-м годом создания.

В Белгородском художественном музее открылась ретроспективная выставка Анатолия Гребенюка

Художник ушёл из жизни в 2005, оставив Белгородчине значительное творческое наследие. Анатолия Гребенюка можно охарактеризовать как художника разнопланового, с широким творческим диапазоном он получил живописное и архитектурное образование (Луганское художественное училище, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной).

Художник при жизни был натурой активной, пробовал себя в живописи, графике, работал в разных жанрах, погружался в тему геральдики — разработал свой «синтетический» вариант герба Белгородской области.

Выставка «Чтобы помнили» Анатолия Гребенюка в БГХМ

Гребенюк знаком жителям области не только как художник, работы которого находятся в постоянной экспозиции и фондах Белгородского государственного художественного музея, но и как автор многих мемориалов о ратном подвиге в разных частях Белгородской области.

Выставка «Чтобы помнили» Анатолия Гребенюка в БГХМ

Главным из них является созданный в соавторстве с В. Казаком и В. Леусом крупный комплекс — всем известный мемориал в честь героев Курской битвы (Белгородское направление), расположенный на 624-м километре трассы Москва–Симферополь.

Получить заказ на такой значительный и важный проект, призванный навеки сохранить память о погибших в годы Великой Отечественной воны, а тем более воплотить такой проект в жизнь, — большая удача для любого художника.

А. Гребенюк «Эвакуация»

Анатолий Гребенюк родился в 1938 году, и День Победы встретил 7-летним мальчиком, а посему всю трагедию войны знал не понаслышке. Тема войны видимой и невидимой нитью пролегла через все его творчество и воплотилась не только в многочисленных мемориалах, но и в картинах.

С очевидностью нам это доказывает экспозиция выставки. Здесь представлено 6 работ из серии «Великая Отечественная война», широкоформатная картина «Новые рамы», композиция «Эвакуация». Работы отличаются особой напряженной эмоциональностью, ощущением некого психологического надрыва, человеческой трагедии.

Анатолий Гребенюк «Новые рамы»

В них отсутствует литературный рассказ о войне, здесь переданы скорее те ощущения, которые будучи восприимчивым ребенком, художник запомнил в военные и первые послевоенные годы. Картины выдержаны в темных серо-коричневых тонах с замесом сиреневого цвета.

Холодный колорит лишь добавляет ощущение дискомфорта и неустроенности, так и крутится в уме, глядя на эти работы, ключевое ассоциативное слово — «выживание».

Анатолий Гребенюк «Проводы»  Анатолий Гребенюк «ТАСС радио»

В этих полотнах нет пафоса победы и бравады, здесь просто рассказ о человеке. Чёткие линии, геометризированные формы, тёмные силуэты людей, скорее похожих на тени, — это то, что становится реальностью полотен художника, и побывать в этой реальности никак не хочется.

Даже, казалось бы, нейтральные по теме картины «Тишина», «Голубая терраса» и «Пейзаж» скорее не разбавляют, а лишь подчёркивают общее настроение выставки. В них художник через композиционное построение передает ощущение широкого пространства, условной глубокой перспективы, в которой можно потеряться.

Анатолий Гребенюк «Голубая терраса»  Анатолий Гребенюк «Тишина»

А отдельные элементы, одиноко введенные в сюжете, как например, плывущая по водной глади птица, сидящая кошка на краю порога, рождают ощущение одиночества. Суровый романтизм советских художников-шестидесятников, выразившийся в направлении «суровый стиль», в работах Гребенюка скорее приобретает оттенок трагизма.

Экспозиция имеет малый формат — здесь представлено 11 произведений, небольшое количество которых с лихвой компенсировано их содержанием. Выставка подчеркнуто остро даёт представление о самобытности художника, о том, какие принципы для себя исповедовал Анатолий Гребенюк в искусстве, что лежит в основе его неповторимого изобразительного почерка.

А ещё эта выставка не только о художнике Анатолии Гребенюке, но и о войне, которую мы скоро, 9 Мая, будем вспоминать, и о том, что неслучайно эта война стала одной из ключевых тем в отечественном изобразительном искусстве XX века.

Словом, выставка не из лёгких, но сделана она для того, чтобы помнили…


Дата публикации: 16.03.2013