Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Вдохновенья Александра Василенко

14 февраля Белгородский государственный художественный музей отметил очередную юбилейную дату — 85-летие белгородского художника Александра Василенко и презентовал приуроченную к этому событию небольшую выставку произведений автора из фондов музея под поэтичным названием «Души и сердца вдохновенья».

Александр Стефанович многие годы, ещё с учебных лет, жил на Украине и вернулся на свою малую родину — в Белгород лишь в 1980 году.

Презентация выставки Александра Василенко в Белгородском государственном художественном музее

Он художник многоплановый — начинал как график, как художник-график вступал в Союз художников СССР, но в последние десятилетия на областных и тематических выставках мы могли увидеть новые работы Василенко в основном только среди живописных картин. Преобладали живописные картины и на его большой персональной выставке, состоявшейся в 2008 году.

А. Василенко «Волжский мотив»

Тем не менее, на данной экспозиции зритель увидит общую картину творчества художника. Сотрудники музея решили не просто традиционно познакомить своего посетителя с этим художником, а поставили перед собой узкую, камерную, но более интересную с их точки зрения задачу, — сделали упор и попытались обратить наше внимание на определенную сторону творчества художника.

Открытие выставки Александра Василенко «Души и сердца вдохновенья» в БГХМ

В результате выставка получилась отчасти ретроспективной, на ней представлено тринадцать графических работ Василенко, датируемых 1970–1980-ми годами. В основном это пейзажи в технике печатной графики — цветного офорта и акватинты, а также серия работ, посвящённых Щепкину и Пушкину, выполненная в технике акварели.

А. Василенко «Пушкин и Щепкин»  Художник-юбиляр Александр Василенко провёл экскурсию по своей новой выставке

Почему же сотрудники музея решили показать автора именно как графика, ведь офортом художник не занимается многие годы? Почему из 60-летней хронологии творческой деятельности автора выбрали именно 1970–1980-е?

Вывод таков — выставка стала неким напоминанием и воспоминанием. Художественная общественность города уже начинает забывать о том, что Александр Василенко в собственной 60-летней истории творческой деятельности занимался графикой. А ведь, когда он приехал в Белгород в 1980-м, его знали именно таковым!

А. Василенко «Осенний мотив»

Да и сейчас в фондовой коллекции музея, по словам старшего научного сотрудника, хранителя фондов музея Натальи Вовк, основная часть художественных работ художника — это графика.

Работа в области печатной графики, очевидно, стала особой вехой в жизни Василенко. Его творческую жизнь можно разделить на две части, так сказать на «до» и «после». Первый период ознаменован увлечением графикой, второй — это живопись.

А. Василенко «Скоро жатва»

И в каждом из этих периодов автор — на удивление разный в своём художественном лице. Графические листы Александра Василенко кардинально отличаются по своей пластике линий, изяществу силуэтов, тонкому подробному рисунку, общему тональному решению, вибрирующему на полутонах.

В своих живописных полотнах и акварелях художник идёт к обобщению, упрощению форм, использует локальные цветовые плоскости, уходит в примитив. Удивительно, конечно! Но история знает ни один десяток художников, изменявших свой творческий почерк.

Александр Василенко «Утро»

Вот и Белгородский государственный художественный музей предлагает жителям города в течение месяца кому-то, кто давно знает Александра Василенко, вспомнить, а молодым — познакомиться с художником каким он был когда-то в своем творчестве, каким запечатлен в фондовом собрании музея, а значит — и каким останется сохранённым для будущих поколений.

Да и сам автор, как показалось, с большим удовольствием смотрел на свои собственные работы, созданные ни много ни мало, а уже 20 лет назад. Александр Стефанович был явно тронут вниманием к своей персоне со стороны художественного музея, на презентации выставки выразил свою благодарность и подарил музею живописную картину, посвященную А. С. Пушкину с памятной надписью на оборотной стороне холста.

Дата публикации
15.02.2013 г.
Автор

Новости по теме