Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде открылась юбилейная отчётная выставка художников
16 ноября в Белгородском государственном художественном музее открылась юбилейная по счету XXX-ая Областная художественная выставка. В выставочном зале царило необычайное оживление, стоял гул голосов художников, журналистов, гостей мероприятия, обсуждающих выставку, с экспозицией знакомились, а потом и выступали с приветственной поздравительной речью представители управления культуры Белгородской области и города Белгорода.
И неудивительно! Ведь областная выставка — это событие, которое неизменно вызывает особый живой интерес в Белгороде, так как служит неким зеркалом, в котором отражается масштабная картина художественных процессов в нашем регионе. Здесь экспонируются лучшие работы, созданные за последние два года.
На выставке представляют свои работы члены Белгородского отделения Союза художников России, художники из других творческих организаций, учителя художественных школ и преподаватели художественных дисциплин в высших учебных заведениях области, а также молодые и начинающие художники, студенты, и даже те, кто свою творческую деятельность ставит в ранг хобби.
Достойный уровень такой выставки обеспечивает выставком, члены которого — профессиональные художники и искусствоведы — не без жарких споров и дискуссий большинством голосов отбирают работы в экспозицию. Работа выставкома является открытой и любой желающий может наблюдать за ходом их отбора, подать на апелляцию, получить любые разъяснения и комментарии. Пожалуй, никто не может по-настоящему представить себе дух и размах областной выставки, ни разу не побывав на заседании выставочного комитета.
В этом году участниками выставки стали 95 человек из разных городов Белгородчины, их работы вошли в экспозицию — это живопись, графика, скульптура, народное искусство, плакат, ювелирное и декоративно-прикладное искусство, а также теоретическая секция искусствоведения.
Примечательно следующее: лидируют по количеству участников и представленных работ два города — Белгород и Старый Оскол, последний из которых демонстрирует от года к году интерес к прикладному и народному искусству, народным промыслам и особенно к такому материалу как глина! Ярко о себе заявили и живописцы из Старого Оскола Юрий Болотов и Александр Филиппов. Их пейзажные полотна отражают живописный эксперимент — пастозный намес краски, смелое сочетание декоративных приемов — соседство почти открытых, но одновременно сложных ярких цветовых пятен, раскрывающих в себе красоту изображаемого пейзажа.
Белгород же серьезно заявляет о молодом поколении художников. Из них хотелось бы особо отметить двух. Уже хорошо известный график Яна Серпухова глубока в содержании своих работ, в них нет поверхностной красивости и техничной эффектности, все тонкие пластические поиски направлены на серьезный разговор со зрителем. Она идет по стопам к широтам художников-мыслителей, которые всегда в численных единицах, что особо ценно для местной культурной общественности.
Заинтриговали работы Михаила Доляновского, который сейчас учится в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Он обращает на себя внимание крупным форматом, приемом монументализации, сознательно гиперболизируя размеры рыб в натюрморте и головы в мужском портрете. Этот художественный ход напоминает творчество его отца, заметного белгородского художника Станислава Доляновского. Но вторя пластическим приемам отца, он серьезно занимается экспериментом с цветом, техникой живописи, что ставит его холсты в ряды потенциального профессионального творчества.
Старшее поколение художников в основном остается верным своим тематическим и жанровым предпочтениям, найденным пластическим приемам в творчестве. У одних в работах это можно расценить как признак «стоячей воды», у других эта стабильность проявляется как факт профессионализма и качественной творческой устойчивости. Такой вот профессиональной качественной стабильностью и творческой плодовитостью всегда отличаются на выставках работы семейной четы — заслуженного художника России Геннадия Кудрявцева и Маргариты Кудрявцевой, а также Владимира Аксенова, Валентины Бочаровой, Владимира Желобка, Александра Черного, Станислава Доляновского и других.
Даже в своем неустанном творческом эксперименте отдельные художники также остаются, каждый по своему, постоянны: это скульптор Александр Пшеничный и живописец Анатолий Федоренко. По-новому себя заявила и приятно удивила Галина Аксенова, которая работает в технике лоскутного шитья.
Привлекают на выставке внимание работы и имена еще новые для города, среди которых выделяются своей неординарностью и самобытностью живописные работы Интигама Акперова и стилизованный локальный изобразительный язык живописи молодого художника Андрея Лузанова.
Но, конечно, говоря о выставке, следует отметить определенные отрицательные тенденции. Почти не работают художники с тематической картиной, мало скульптуры, много пейзажа, на областной выставке пропал как техника декоративного искусства гобелен. А председатель Белгородского отделения Союза художников России Станислав Дымов отметил пассивность членов Союза, определенный процент которых не предоставили свои работы на отчетную выставку. Но это можно отнести на тот факт, что почти одновременно с Областной в Белгороде, в Воронеже скоро откроется Всероссийская художественная выставка «Продолжая традиции…», и многие из белгородских художников уже отдали свои работы туда, пройдя строгий отбор.
Подводя итоги все же хочется остановиться на положительном аспекте! Выставка рождает чувство нового ожидания уже следующей XXXI выставки, чтобы посмотреть, какими предстанут для зрителей те, кто сейчас неожиданно или ожидаемо удивил и порадовал специалистов, поклонников своего творчества и других посетителей выставки.
- Дата публикации
- 17.11.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Наталья Свир (фото автора)