Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде открыта выставка современного иконописца Сергея Ратникова

Не так часто, если не сказать крайне редко, Белгородский художественный музей открывает выставки без названия, не требующие кратких лирических описаний или конкретных концептов в «заголовке». Но именно такой стала персональная выставка икон Сергея Ратникова из города Владимира, которую музей организовал в рамках своего образовательного выставочного проекта «Современное русское церковное искусство: как на духу».

За последние пять лет Художественный музей неоднократно привозил в Белгород крупные выставки икон XVIXIX веков, но останавливаться на прошлых достижениях русского иконописания не намерен. Немаловажным музей считает знакомить своих посетителей с творчеством современных иконописцев, персональные выставки которых на арене искусства проходят несравнимо реже, нежели живописцев, графиков и скульпторов.

В Белгороде открыта выставка современного иконописца Сергея Ратникова

Как это ни парадоксально, но ещё недавно понятия «современное церковное искусство» вообще не существовало. А на сегодняшний день храмовое, церковное искусство является наиболее развивающимся в России. Кстати, именно поэтому, по словам сотрудников музея, собрать иконы одного, да даже нескольких иконописцев, на выставку пусть и небольшого формата — очень сложно, т. к. большинство икон пишется под заказ частных лиц или Церкви. В широком доступе в продаже лишь иконы печатные, произведённые большим тиражом на типографском станке.

Наверное, именно поэтому столь свежо и актуально воспринимается выставка Сергея Ратникова, на которой представлены 21 икона 1996–2010 годов и несколько авторских прорисей к ним. Выставка небольшая по количеству экспонатов, но требует от зрителя значительного времени.

Сергей Ратников

Сергей Ратников работает в традициях мстёрского иконописания, и большинство его работ можно отнести к иконной миниатюре, где художник демонстрирует свою тонкость письма, рисунка, ювелирную работу с орнаментами, складками одежд и мелкими деталями иконографических сюжетов. Ярким примером этому могут служить иконы «Живоностный источник», «Всевидящее око», «Архангел Гавриил». Не лишним было бы и лупой вооружиться!

Хотя художник работает в рамках стилистических традиций одного из крупнейших в XIX столетии иконописных центров России, его произведения, конечно, не являются безусловной копией конкретных иконных памятников и иконографических образчиков.

Сергей Ратников проводит экскурсию для первых зрителей выставки

По словам самого художника, в создании иконографического типа святых и житийных сюжетов к ним он чаще всего отталкивается от существующих примеров, повторяет центральную фигуру как уже сложившееся представление об образе святого. Но, при этом, самостоятельно разрабатывает житийные сюжеты, вносит изменения в композицию, общее цветовое решение. Примером этому могут служить две центральные в экспозиции работы автора: это святые Борис и Глеб с житием и Ангел Хранитель с клеймами.

Такой приём работы над иконографией не является новшеством и применялся художниками иконного ремесла и ранее, за что их называли «себякинцами».

В Белгороде открыта выставка современного иконописца Сергея Ратникова

Как утверждают сотрудники музея — в этом первейшим образом и заключается творчество художника в рамках столь несвободного искусства как иконописание. И заблуждаются те, кто иконный канон трактуют как жёсткую схему, под которой обязан работать иконописец.

Если бы в церкви существовали жёсткие ограничения в том, как должна выглядеть икона, сейчас мы бы не знали таких понятий как московская, тверская, новгородская, владимиро-суздальская школа иконописания, строгановская икона и т. д. А ведь икона должна нести в себе не только теологическую составляющую, она всегда была и образчиком понятия человека о красоте!

Сергей Ратников на открытии своей персональной выставки в Белгороде

И если живописное произведение в современном мире имеет право существовать и трактоваться как личное, не предназначенное ни к кому, высказывание художника, то икона, безусловно, может быть обращена только к человеку, и это её принципиальное отличие от любого другого изобразительного явления.

А поэтому эстетика, красота иконы — одни из важнейших её качеств. От того, как будет выражена эта красота, зависит степень взаимодействия иконы с современным человеком и современной культурой. И Сергей Ратников на выставке знакомит нас со своим пониманием красоты, выраженной через тщательную отрисовку и декоративное оформление.

Персональная выставка Сергея Ратникова в Белгородском художественном музее

Художник любуется витиеватостями орнаментов, «играет» сложным, вибрирующим сочетанием золота с тёплой охрой, намеренно создаёт цветовые отношения в разбеле — близкие по тональности, даже пастельные. В его работах преобладают очень тёплые цвета, что отличает художника от общего ряда мстёрской иконописи.

Где-то это даже воспринимается неоднозначно, например, в иконописном образе Николая Чудотворца интенсивная охра усиливается в сочетании с ярким красным. А где-то художник наоборот работает на тонких «возвышенных» отношениях полупрозрачных красок темперы, способных пропускать свет.

В Белгороде открыта выставка современного иконописца Сергея Ратникова

И в этом эксперименте с цветом, при всей увлеченности автора мстёрской традицией, видится если не прямой, то опосредованный, очень тактичный поиск иконописцем своей творческой индивидуальности.

Иконы Сергея Ратникова находятся в Гефсиманском Черниговском Скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и в Свято-Боголюбском женском монастыре, в Свято-Успенском Княгинином монастыре во Владимире и в церкви Покрова на Нерли. Он разрабатывал и расписывал храмы, его работы хранятся во Владимиро-Суздальском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

Сергей Ратников — участник многих всероссийских и зарубежных художественных выставок, и по факту является одним из звеньев в формировании нового современного лица русской иконы XXI века. Как зрители, сейчас мы с вами не в состоянии объять её в целом, но можем увидеть в частности на примере выставки.

Дата публикации
23.09.2013 г.
Автор

Новости по теме