Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

11 сентября в Белгородском государственном художественном музее открылась межмузейная выставка «Русская икона XVII – начала XX веков». Проект сформирован из собрания частного московского музея «Дом Иконы и Живописи им. С. П. Рябушинского», основателем которого является Игорь Возяков.

По словам главного хранителя Дома Иконы, искусствоведа, эксперта по иконописи и куратора данной выставки Ольги Сергеевны Никольской, которая присутствовала на открытии выставки, музей в Москве был открыт сравнительно недавно. В этом году ему исполняется 4 года, и он уже успел заявить о себе не только в культурном пространстве России, но и за рубежом — недавно завершила работу выставка икон из фондов музея в Сербии.

Ольга Никольская приехала в Белгород на открытие выставки Дома Иконы

С Белгородским художественным музеем Московский Музей Дом Иконы работает не впервые. Так, в 2012 году в Белгороде состоялась интересная выставка под интригующим названием «Шедевры подделки», где были представлены полотна, написанные якобы Айвазовским, Логарио, Семирадским, Кустодиевым и другими, и некогда прошедшие строгую экспертную проверку, оказавшуюся ошибочной.

Но на этот раз в выставочном зале Белгородского художественного музея находятся только подлинники!

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Белгородский художественный музей впервые представляет выставку икон такого широкого географического, хронологического и иконографического масштаба. По словам сотрудников музея, главной целью данного выставочного проекта было «показать всю Россию в иконе и икону в России», её широту, изобразительное богатство, разнообразие, мастерство, подчеркнуть уникальность народной иконы в нашей культуре. На взятый хронологический период с XVII по XX века приходится время наибольшего распространения иконы во всех слоях населения.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

В зале размещено 129 экспонатов, происходящих из крупных артелей Поволжья, Русского Севера, Юга России, Центральных регионов, Урала и др. Поэтому экспозиция выставки сформирована по географическому принципу с выделением отдельных крупных известных иконописных центров.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Среди них — мастерские Мстёры (Ивановская область), Палеха (Владимирская область), Сызрани (Самара), Ветки (Брянские земли). Ряд икон представляют мастерские Сергиева Посада при Троице-Сергиевой лавре и Гуслицы (Московская область), а также ярославские традиции иконописания и др. Особо отличаются иконы, писанные на Русском Севере, они имеют более темный колорит, монументальное решение образов и композиций иконографических сюжетов.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Словом, у каждого подготовленного и не очень посетителя есть возможность на сравнении увидеть отличительные черты в иконописании одного центра от другого, что наиболее ярко проявляется в колорите, масштабах композиций, декоративном орнаментальном оформлении и так далее.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Но отдельного внимания требует иконографическое богатство выставки. Только наиболее почитаемой среди народа Богоматери в экспозиции насчитываются десятки иконографических образов, зачастую отличающихся незначительными элементами и нюансами: это Тихвинская, Корсунская, Хлыновская, Югская, Феодоровская, Владимирская, Казанская, Курская Коренная, Почаевская, а также иконы «Знамение», «Богоматерь Живоносный источник», «Богоматерь Шуйская-Смоленская», «Утоли мои печали», «Взыскание погибших», «От бед страждующих», «Всех скорбящих Радость», «Неопалимая Купина», «Троеручица», «Страстная» и другие.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Есть здесь и иконографии, редко встречающиеся даже в богатой на зрительный ряд исследовательской работе специалистов.Тому пример икона «Мученик Конон градарь (огородник)», покровительствующий сельскому хозяйству, «Священномученик Антипа Пергамский», к которому обращались во избавлении от зубной боли.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Не менее интересна икона с особым изображением святого Николая Чудотворца — здесь взгляд святителя не обращён на зрителя и отведён в стону, за что и была поименована «Никола Отвратный». Очень впечатляет по своему содержанию икона «Плач Богородицы при Кресте, с изображением орудий Страстей Господних», где на первом плане подробно в ряд, говоря современным языком, расположены орудия пыток, которыми мучили тело Иисуса.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

И это далеко не всё, что удивляет и впечатляет на выставке! Есть ещё и миниатюрное письмо палехских икон, которое почти невозможно рассмотреть без увеличительного стекла даже здоровому человеческому глазу. Это походный, домовый иконостас в окладе, где на доске размером примерно 30 на 20 см изображены в подробностях все иконы многоярусного церковного иконостаса, также икона «Воскресение Христово — сошествие во ад с 12 клеймами страстей, 16 клеймами праздников, Евангелистами в углах».

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Уже давно стало книжной истиной, что русская икона является одной из главных форм выражения русской духовности, она воплощает в себе всю самобытность русской культуры. Икона на Руси всегда особо чтилась, её почитание складывалось в особые традиции, определяемые выбором икон для красного угла, их повсеместном бытовом применении.

Вторая выставка Дома Иконы открылась в Белгороде

Обо всем этом наглядно свидетельствуют и «рассказывают» храмовые, запрестольные и домовые иконы выставки «Русская икона XVII – начала XX вв».

Дата публикации
12.09.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме