Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Лики и лица Александра Работнова

В Белгородском филиале Российского Фонда культуры открылась мемориальная выставка Александра Работнова. Александр Сергеевич Работнов хорошо известен своими трудами в области храмовой живописи. Им самим и под его руководством выполнены росписи многих храмов на Белгородчине и за её пределами, в том числе в Белгороде, Губкине, Холках и множества других.

Год назад, 4 октября 2013 года, художник неожиданно ушёл из жизни (впрочем, смерть всегда нежданна), за заваленным эскизами рабочим столом, перед иконой мученика Никодима Белгородского. Смерть прервала работу над новым проектом — росписью Зачатьевского монастыря, да и в тот день он писал икону для Преображенского собора в Белгороде.

Вечер памяти художника Александра Работнова в годовщину его смерти

Памяти художника в день годовщины смерти перед любителями искусства предстала ретроспективная экспозиция его работ. Имя Александра Работнова для многих белгородцев в первую очередь ассоциируется с творчеством художника православного, иконописца, истинного адепта храмовой живописи. Однако выставка «Неизвестный Александр Работнов» являет нам художника с неожиданной стороны, представляя его картины советского периода, писаные в стиле социалистического реализма. Обратившись к храмовому искусству, Работнов редко показывал эти картины, и потому для многих, даже коллег по творческому цеху, эти работы стали открытием.

Экспозиция в выставочном зале БФ Российского Фонда культуры по большей части скомпонована портретами. Портретами детей, женщин, друзей. Эскизами к большей работе на тему Великой Отечественной войны, среди персонажей которой есть и сам художник. Жаль, что саму работу не удалось показать, она находится где-то в недрах музейного запасника. Очень интересны портреты поэтов и скульпторов, входивших в близкий круг общения художника. Есть и совсем типичные для советского периода портреты, к примеру, серия работ, посвящённая спасателям-пожарным. Очень интересно видеть то зерно, из которого вырос росток духовного начала художника. Ещё не лики, но лица несомненно одухотворённые, в которых художник раскрывал свои нереализованные до поры стремления.

В Белгородском филиале РФК открылась выставка «Неизвестный Александр Работнов»

Художественное образование Александр Работнов получил в лучших российских учебных заведениях — сначала в Ярославском художественном училище, а продолжил в Московском высшем художественно-промышленном училище, бывшей Строгановке.

Наставниками Работнова были народный художник РСФСР В. К. Замков, член-корреспондент Академии художеств О. П. Филатчев, заслуженный художник РСФСР С. И. Дудник, а дипломной работой стала мозаика для зала памяти жертв революции в московском музее Революции, словом школу прошёл весьма серьёзную.

Интерес к древнерусскому искусству проявился у Работнова ещё в годы учебы в Ярославском художественном училище. В Ярославле сохранилось множество уникальных храмовых росписей, в музеях — икон самого высокого уровня. Александр Работнов старался увидеть всё — от храма Ильи Пророка до всех церковных помещений, которые хозяйственные советские чиновники приспособили под склады,  делал копии фресок, уже не только в Ярославле, но и Новгороде и Ферапонтове.

Фрагмент экспозиции «Неизвестный Александр Работнов»  А. Работнов. Поэты

В дальнейшем Работнов изучал фрески в храмах Москвы и Владимира, Суздаля и Новгорода, Пскова и Вологды, Ростова Великого и Переславля Залесского. Казалось важным не ограничиваться исследованием отдельного стиля, а получить как можно более полное представление о становлении канонического языка иконы. Копился художественный багаж, только вот применить его было некуда.

Монументальные работы художника были востребованы светской жизнью — аэропорт, санаторий, дворец спорта, но для души простора в творчестве не хватало. И вот настал 1988 год, год тысячелетия крещения Руси. Александр Работнов наконец-то получает возможность осуществить мечту — расписать храм. С той поры соцреализм был задвинут в дальний угол.

В то время Александр Сергеевич работал в Кузбассе, в Кемерово. В 1989 году там строился Георгиевский храм, и первые иконы были написаны для него. В 1993 году была начата роспись Георгиевского храма, и с той поры имя Работнова неразрывно связано с храмовой живописью.

Фрагмент экспозиции «Неизвестный Александр Работнов»  А. Работнов. Последняя папироса

Становление Работнова как православного художника было нелёгким, сам он отмечал, что метался «между модернизированным академизмом и подобием древнерусской иконы», пока не обрёл собственную манеру письма. Александр Сергеевич утверждал, что, «для современного иконописца оставаться только в рамках Дионисия или Рублева было бы неверным, при современной информированности нельзя отказываться от других интересных примеров».

Десять лет шла роспись Знаменского собора в Кемерово, менялись материалы росписи — от яичной темперы до акриловой краски. В те же годы был расписан храм Ильи Пророка в селе Ильинка под Новокузнецком, храм «Всех скорбящих в Радости» и домовая церковь в интернате № 6 в честь Косьмы и Дамиана, обеденный зал в трапезной Знаменского собора по мотивам жития Серафима Саровского. В те же 90-е на основе иконописного класса, который создал в Кемерово Работнов, формируется иконописная бригада.

Вечер памяти художника Александра Работнова в годовщину его смерти

В 1997 году Работнов принимает участие в конкурсе на роспись Преображенского собора в городе Губкине, в 1998 году эскизы к росписи храма Петра и Павла в Прохоровке получают благословение Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского. Продолжая работать над Знаменским собором, расписывает храмы в Белгородской епархии. Иногда в один год трудится и в Кемерово, и в Белгороде, и в Прохоровке. В конечном итоге Работнов перебирается в Белгород, а вслед за ним и некоторые другие иконописцы.

Работал Работнов, как ни пиши, получается невольный каламбур, с полной самоотдачей, самоотверженно, вспоминает Людмила Работнова-Бордунова: «Когда расписывал храм, не давал себе отдыха среди недели... Саша вывел свой закон: маховик работоспособности всё наращивает и наращивает свои обороты от понедельника к субботе. И в конце недели он мог сделать за один день столько, сколько за понедельник и вторник вместе взятые».

Талант художника заслуживает уважения, чтобы он не писал — лики святых, или лица работяг и поэтов, расписывал стены храмов или вокзального зала ожидания. К Александру Работнову это относится в полной мере.

Дата публикации
07.10.2014 г.
Автор

Новости по теме