Новости и обзоры событий культурного Белгорода



С любовью к Петровичу, или свеча Юрия Агафонова

В Белгородском отделении Российского Фонда культуры открылась выставка, посвящённая памяти народного мастера Белгородской области Юрия Агафонова. 10 мая Юрию Петровичу Агафонову, народному мастеру Белгородчины, замечательному художнику, керамисту и всеми любимому доброму человеку исполнилось бы 75 лет.

Не дожив всего трёх месяцев до юбилея, Юрий Петрович ушёл из жизни. Уже готова была выставка в музее народного творчества, а в мае должна была открыться ещё одна, юбилейная, в Российском Фонде культуры. Выставки состоялись, только вот, к сожалению, уже без него.

Юрий Петрович Агафонов. Фото августа 2013 года

Родился Юрий Агафонов 10 мая 1939 года в небольшом провинциальном городке Чистополь, что на левом берегу реки Камы. Военное детство прошло в Нижнем Новгороде, тогда ещё Горьком. После школы, как было принято в те годы, отправился на комсомольскую стройку. Вложил свой труд в строительство железной дороги Сталинск – Абакан. Освоил рабочую профессию электромонтёра-высоковольтника испытательной станции на участке «Половина – Слюдянка» Восточно-Сибирской железной дороги. Однако ударные стройки не стали главным делом жизни — влекло творчество, и Агафонов становится художником. Стаж живописца был начат на Чистопольском судоремонтном заводе, затем работал художником-оформителем на энергоучастке Южной железной дороги.

В 1963 году Агафонов поступает в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова на отделение художественной керамики — выбор вполне осознанный, подтверждённый практикой. Надо сказать, что через Абрамцево прошли многие известные белгородские художники — Станислав Дымов, чета Аксёновых, ряд борисовских керамистов. Их выставки в Фонде культуры стали доброй традицией.

Керамика Юрия Агафонова  Работа с выставки Юрия Агафонова в Белгородском отделении Российского Фонда культуры

По окончании училища, в 1968 году, с дипломом мастера – художника, Агафонов был направлен на Рамонский промкомбинат Воронежской области. Там Юрий Петрович становится настоящим профессионалом — мастером по росписи художественной керамики.

В 1970 году Борисовская фабрика художественной керамики Белгородской области нуждалась в художнике, хорошо знающем специфику народных промыслов и гончарного искусства. Главной задачей стал выпуск изделий, отражающих историю района и области. Здесь мастерство и стремление к возрождению утраченных традиций гончарного ремесла Юрия Петровича пришлись ко двору.

Фрагмент экспозиции выставки «С любовью... Петрович»

Первым делом новый художник знакомится с экспозициями музеев, обращается за помощью к историкам-краеведам, таким как Иван Григорьевич Охрименко, собирает образцы старинной белгородской керамики. Всегда доброжелательному, искренне расположенному мастеру с охотой идут навстречу местные жители. Дарят крестьянскую посуду — кувшины, крынки, горшочки. Многие образцы восходят аж к началу ХIХ века.

Потомственные гончары Михаил Иванович Моргун и Николай Ефимович Ткаченко лепят для Агафонова свистульки по дедовским образцам. Причём таких, каких не видывали ни в местном, ни в областном краеведческих музеях — стилизованные человеческие фигурки с курицей или петухом в руках и пластические изображения животных.

Акварель кисти Юрия Анафонова

Фабрика начинает выпуск сувениров и декоративно-утилитарных изделий на основе местного колорита. Успех следует незамедлительно — в 1972 году Борисовская фабрика становится участницей выставки народных промыслов в Москве на ВДНХ, а Юрий Петрович награждается медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР.

Имелся в Борисовке свой цех лозоплетения. Художнику пришла в голову идея соединить, казалось бы, несовместное — керамику с лозой. Пришлось освоить плетение, и вскоре появились первые образцы нового направления. Изделия были одобрены областным худсоветом по декоративно-прикладному искусству, а затем и научно-исследовательским институтом художественной промышленности в Москве.

Выставка памяти Юрия Агафонова, мастера-керамиста

Новации Агафонова пришлись ко времени, ведь в 1975 году выходит постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах», в котором уделялось значительное внимание работе художников и народных мастеров на предприятиях народных художественных промыслов. Юрий Петрович становится главным художником Борисовской фабрики керамики. В помощь художнику подоспели выпускники Абрамцевского училища — творческая группа в составе Екатерины Безрукавниковой, Елены Кардеевой, Ирины Семихиной и Елены Бекетовой.

Открывается экспериментальный участок по выпуску малосерийных и уникальных изделий. Всего же за годы работы на Борисовской фабрике Юрием Петровичем были созданы и внедрены в производство более двухсот образцов художественных изделий.

Раиса Фирсова, Стас Дымов и внуки Юрия Агафонова на открытии выставки его памяти

Приходит и международная известность. Министерство местной промышленности командирует Агафонова в Болгарию для ознакомления с народными промыслами. Затем, по заданию того же министерства, он отправляется для обмена опытом в Румынию.

В 1980 году Юрий Петрович награждается дипломом Всероссийской выставки – смотра изделий народных художественных промыслов. В 1983 году получает диплом победителя во Всероссийском соцсоревновании среди работников ведущих профессий отрасли и вторую бронзовую медаль ВДНХ. 1984 год приносит Юрию Петровичу диплом ВЦСПС за участие во Всесоюзной выставке произведений декоративно-прикладного искусства художников и мастеров народного творчества. А спустя два года он удостаивается диплома выставки «Производственному быту — забота и внимание» в Москве.

В копилке наград Юрия Петровича Агафонова медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда». Надо отметить, что за тридцать два года, с 1970 по 2012, Агафонов участвовал в тридцати девяти художественных выставках — всесоюзных, зональных, областных, международных: в Болгарии, Румынии, Польше.

За время работы на Борисовской фабрике Юрий Петрович не только занимался непосредственно деятельностью по разработке и внедрению керамических изделий, но и был активным общественником. Участвовал в художественной самодеятельности, очень любил петь, и делал это с удовольствием, редактировал стенную газету, создал при фабрике художественный совет и сам был членом областного художественного совета по декоративно-прикладному искусству.

Но когда Агафонов подал заявление в Союз художников, ему отказали, объяснив, что нечего там с керамикой в художественный ряд соваться. К чести Юрия Петровича, обиды он не затаил, с его количеством выставок и заслугами вполне мог вступить и позже, но больше речи об этом художник-керамист не заводил.

Зато получил заслуженное звание «Народный мастер Белгородской области». И при его непосредственном участии был создан союз «Гильдия мастеров». Кстати, особо того не афишируя, живописью Юрий Петрович тоже занимался, но впервые представил свои акварельные работы публике только лишь на юбилейной выставке 2009 года.

На рубеже 20–21 веков подкрался пенсионный возраст, и Юрий Петрович перешёл на работу в Белгородский городской центр народного творчества «Сокол», а затем — в Белгородский государственный центр народного творчества.

Везде о Юрии Петровиче вспоминают добром словом. Подарки — собственноручные изделия мастера — мог получить практически каждый, пообщавшийся с ним непродолжительное время. Очень любили его дети, которым художник уделял всевозможное внимание и с удовольствием учил азам ремесла. Вот и незадолго до кончины передал свою богатейшую коллекцию керамики в дар Борисовскому краеведческому музею.

А ещё Юрий Петрович был неисправимый романтик и оптимист. Однажды он провёл выставку подсвечников под названием «Сто свечей», и для каждого подсвечника собственноручно отлил свечку. Жаль только вот, что юбилейную свечу пришлось зажечь его почитателям и друзьям, но не самому мастеру. А свеча творчества Юрия Петровича будет светить и впредь.

На открытие выставки с душевным названием «С любовью… Петрович» собрались друзья и почитатели его искусства, ученики и коллеги, и, конечно, его дети и внуки, такие же светлоголовые как дед. Станут они художниками или нет — вопрос времени и способностей, но хорошими людьми будут точно, имея такой пример для подражания.

Для выставки в Белгородском РФК работы Юрий Петрович подобрал исключительно новые, ведь каждое пятилетие именно в этих стенах проводил очередную выставку. Здесь представлена и керамика во всём авторском многообразии, и большая панорама акварельных полотен. Экспозиция продлится необычно долго, почти два месяца, до июля, но и случай тут особый, памятный. Хочется, чтобы как можно больше людей её смогли прийти к Петровичу, посмотреть и оценить его труды, ведь всё здесь создано с любовью к зрителю. Выставка в Фонде культуры, безусловно, последней не станет, только вот новых работ больше не появится.

P.S. К творческому наследию Юрия Петровича Агафонова проявил внимание и Белгородский государственный художественный музей — на ближайшее время здесь запланированы выставка и памятный вечер.

Дата публикации
12.05.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме