• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Хроники X «щепкинского» фестиваля: День десятый. До свидания, фестиваль!

Как это ни грустно, но вчера вечером мы простились с Десятым Всероссийским театральным фестивалем «Актёры России — Михаилу Щепкину»! Позади десять насыщенных фестивальных дней, они были наполнены яркими впечатлениями от спектаклей, а особенно — от интересных и незаурядных актёрских работ.

Завершающий фестивальный день не стал исключением: мы увидели два замечательных, совершенно разных спектакля с прекрасными ансамблями артистов.

В 12 часов на основной сцене БГАДТ начался спектакль «Игра в Наполеона» Московского театра на Юго-западе. Этот театр участвует в белгородском фестивале в третий раз: ранее он привозил к нам «Дракулу» и «Бабу Шанель», и обе эти работы были восторженно приняты зрителями. Поставил все перечисленные спектакли Валерий Белякович — имя знаковое для щепкинской сцены: здесь знаменитый режиссёр сделал четыре спектакля.

С первых минут спектакля узнаётся фирменный стиль постановщика. Вместо декораций — зеркальные двери, персонажи двигаются по чётким, геометрически заданным траекториям.

Сюжет пьесы Стефана Брюлотта «Партия с императором» довольно оригинален. Сам автор определяет его как шпионскую драму: «Молодого актера нанимают, чтобы он сыграл партию в шахматы с Наполеоном и отравил его. Не исключено, что он пересмотрит свои взгляды, а быть может, исполнит возложенную на него миссию. Большего я не могу вам сказать».

Валерия Беляковича всегда интересовали сильные, даже тиранические личности. Воланд в «Мастере и Маргарите», Клавдий в «Гамлете», Пигмалион в «Куклах»… Заточенный на острове Эльба император — из их числа.

Олег Леушин блестяще ведёт свою партию — во всех смыслах. Диктатор, раздираемый страстями, тот, который не мыслит себя без власти — таков его Наполеон. Одна из забав, которыми он тешит себя на острове, — шахматы. Конечно, режиссёр не мог пройти мимо столь красивой и эффектной игры, не предложив яркого сценографического решения.

Сцена расчерчена на чёрно-белые клетки, актёры в роли шахмат. Парадоксально! В спектаклях Беляковича цвета всегда мало. Приверженец лаконичности форм, он, будучи автором сценографии и костюмов, одевает артистов в чёрно-белое. Но здесь присутствуют яркие кафтаны — и одеты в них… шахматные фигуры, которым, казалось бы, более всего пристало носить белое или чёрное. Что, конечно, наводит на размышления: не подвластны ли люди чужой воле ещё более, чем пешки на доске?

Наряду с мощными, харизматичными актёрами-мужчинами (Евгений Бакалов, Михаил Инчин, Сергей Бородинов), увлекательно выстраивает свою двойную роль единственная женщина в спектакле — Карина Дымонт.

Она — и коварная графиня Мария Валевская, и преданная супруга одного из героев, Матильда. Актриса пленяет своей виртуозной игрой, гибко перевоплощаясь то в одну, то в другую женщину.

Спектакль задаёт много вопросов, довольно масштабных: можно поразмышлять об испепеляющей жажде власти, о возможном моральном пределе для человека или его абсолютном отсутствии, о ценности жизни как таковой…

Сама личность Валерия Беляковича столь глубока и многопланова, что любая его работа вызывает желание понять, почему режиссёр берётся за ту или иную пьесу, что хочет из неё «вытащить»?

 

Завершал фестиваль спектакль Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина «Дядя Ваня» в постановке народного артиста России Марка Розовского. Мы уже писали о нём, сразу после премьеры.

Вот что о спектакле сказали критики, обсуждавшие вчера белгородскую постановку:

Анна Кузнецова: «Скромная прелесть этого спектакля меня пленила. Замечательное мужское трио: Стариков, Ткачёв, Гарнов. В «Дяде Ване» собрана настоящая коллекция превосходных актёрских работ».

Николай Жегин: «Это очень хороший спектакль с прекрасно исполненными ролями. Здесь собраны и профессионалы, нам известные, и молодые актёры, которых я прежде не видел. Например, в Елене Андреевне (Оксана Катанская) есть то, что может пленить окружающих её мужчин. Она способна. Я в это верю.»

Любовь Лебедина: «Великолепный Стариков – Серебряков. Замечательный Вафля, которого сыграл Андрей Терехов. Очень точна Валерия Ерошенко в роли Сони».

Константин Щербаков: «Спектакль традиционен и этим хорош. Это большая удача театра».

Анастасия Глебова: «Я ловила себя на мысли, что я как будто впервые знакомлюсь с этой пьесой. Здесь нет никаких штампов. Художественное оформление помогло мне осознать суть этого дома, его трагедию. Из актёров особенно впечатлили Валерия Ерошенко и Андрей Терехов».

Валерий Подгородинский: «Я очень взволнован этим спектаклем. И Виталий Стариков, и Игорь Ткачёв сделали огромные движения вперёд в своём творческом пути».

Майя Романова: «Труппа, которая сегодня сложилась в белгородском театре, великолепно работает с самыми разными режиссёрами. А Марк Розовский выступил здесь как авангардист — поскольку столь традиционное решение в наше время выглядит новым и экспериментальным. Дуэт Ткачёва и Гарнова блестящ. А работа Старикова — высший пилотаж».

Закончен Десятый Щепкинский фестиваль — самый яркий и запоминающийся по составу участников! Экспертным советом подведены итоги. Дипломы за лучшие актёрские работы получили:

  • весь ансамбль в спектакле «Пролётный гусь» (МХТ им. Чехова),
  • Александр Порываев (Севастопольский драматический театр имени А. В. Луначарского),
  • Анна Артамонова (Московский театр EtCetera),
  • Роман Нечаев (Санкт-Петербургский Молодёжный театр на Фонтанке),
  • заслуженный артист России Сергей Блохин (Нижегородский государственный академический театр имени М. Горького),
  • заслуженная артистка России Александра Равенских (Московский академический театр имени Вл. Маяковского),
  • народный артист России Владимир Юматов (Московский театр «У Никитских ворот»),
  • народный артист России Николай Лазарев (Центральный академический театр Российской армии),
  • Дмитрий Евграфов ( Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина),
  • заслуженная артистка России Карина Дымонт (Московский театр на Юго-западе),
  • Игорь Ткачёв (Белгородский государственный академический театр имени М. С. Щепкина).

Дата публикации: 04.10.2016