Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Щепкинский фестиваль 2013: день последний. Жить не по лжи

Ну что такого в этой простенькой пьесе Владимира Гуркина — «Саня, Ваня, с ними Римас»? Почему таким лёгким и симпатичным получился спектакль Центрального академического театра Российской армии, получивший здесь название «...А я остаюся с тобою...»? Сюжет незатейливый, в названии — подсказка, так что даже интриги, получается, нет... А смотреть интересно!

То, что с актёрским ансамблем спектакля творит режиссёр, заслуженный артист России Андрей Бадулин, можно уподобить живописи или кинематографу: так тщательно прописана каждая сцена во всех ракурсах. Казалось бы, крутая деревенская эротика — инсценировка «подходов» быка Жорки к его любимой Пеструхе. Иван Краснощёков (С. Колесников) разыгрывает любимую жену Саню (засл. арт. России Л. Татарова-Джигурда), вовлекая в действо и её, но это не выглядит пошло или неестественно. Простые люди смеются, радуются жизни...

Сцена из спектакля «...А я остаюся с тобою...» ЦАТРА  Сцена из спектакля «...А я остаюся с тобою...» ЦАТРА

Послебанное застолье с посиделками — ещё одна живая «фреска». Герои пьют самогон, запевают красивую казачью песню, выясняют отношения... Белые полотнища развешенного белья, как паруса, вдруг трогает легкий ветерок. Это как прикосновение уже близкой беды: ведь на дворе июль 1941 года, и даже в эту сибирскую глухомань со дня на день придут повестки. Идиллии осталось длиться совсем недолго.

Но милиционер Римас (засл. арт. А. Новиков) неожиданно становится вестником другого несчастья — по доносу председателя колхоза уже выписаны ордера на арест Ивана и его свояка Петра (А. Горячев). Не дожидаясь ареста, мужчины ночью добровольцами убегают на фронт.

ЦАТРА на Щепкинском фестивале показал спектакль «...А я остаюся с тобою...»

Второе действие происходит уже после войны. Любимая жена Ивана Саня собирается выйти замуж за Римаса, в трудные времена спасавшего её с сестрами от голода. Иван восемь лет не давал о себе знать, жив ли он — неизвестно.

Но... в день свадьбы Иван неожиданно возвращается. Любовный «треугольник» сыгран актёрами без внешних эмоций, крика, но внутренне очень напряжённо: кого же выберет оскорбленная и не верящая объяснениям мужа Саня? Сдержанного, немногословного и надёжного литовца или эмоционального, горячего Ивана? Оба — достойные люди, и они решат свою проблему, как настоящие мужчины.

Главный режиссёр ЦАТРА, народный артист России Борис Морозов

Очень хороши женские типажи спектакля: многодетная дородная и вечно беременная Анна (И. Серпокрыл), впечатлительная Софья с больным сердцем (А. Киреева), максималистка Саня, смешной подросток Женя (М. Белоненко). Как-то сразу веришь, что это близкие, родные друг другу люди, пережившие вместе много трудных дней.

Заключительный день Щепкинского фестиваля. На сцене — ЦАТРА

И хотя финал предсказан в названии спектакля (право слово, в театре напрасно изменили его!), развязка трогает до слёз. «Ванечка мой!» — падает на грудь мужу исстрадавшаяся, верная Саня. И вот уже они сидят все рядышком, на одной скамейке, живые и мёртвые. Дорогие автору персонажи — простые крестьяне, умеющие жить по правде, а не по страстям.

Погибший на войне Пётр, умершая от горя его жена Софья, благородный Римас, сильная русская женщина Саня, сумевшая понять и простить мужа... Изменившего ей на войне, но не сумевшего изменить своей человечности и оставить ту, другую, когда она стала беспомощным инвалидом.

А главное, пьеса не придуманная. В посвящении автора — те же имена: Иван, Александра, Софья, Анна. Родные драматурга, когда-то пережившие эту историю так, как герои пьесы. Быть может, в этом и есть «секрет» её обаяния?
Дата публикации
15.10.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме