Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Хроники X «щепкинского» фестиваля: День третий. Островский «по-московски»

26 сентября на «щепкинской сцене» прошёл второй день Александра Островского: эстафету у коллег из Севастополя подхватил Московский театр «Et Cetera», который впервые принимает участие в театральном фестивале «Актёры России — Михаилу Щепкину». Среди участников юбилейного форума это самый молодой творческий коллектив.

История театра «EtCetera» началась в 1993 году, когда Александр Калягин вместе с несколькими своими учениками поставил спектакль «Дядя Ваня», не имея даже помещения для будущего театра. Лишь в 2005 году было построено роскошное здание на Тургеневской площади с двумя зрительными залами, в которое и въехал калягинский коллектив.

Для дебюта на «щепкинском» фестивале в Белгороде 26 сентября 2016 года была выбрана драма Островского «Сердце не камень». Внимательные зрители вспомнят, что эту пьесу в постановке Бориса Морозова привозил к нам на фестиваль ЦАТРА, многие помнят и одноимённый фильм Леонида Пчёлкина с Еленой Яковлевой и Иннокентием Смоктуновским в главных ролях.

Необычность пьесы в том, что, несмотря на довольно известные постановки, она остаётся малознакомой и загадочной для широкого круга театральной аудитории. Её сюжет завязан на завещании пожилого дельца Потапа Потапыча Каркунова, который счастливо женат на молодой женщине Вере Филипповне. Супруга Каркунова — настоящий ангел во плоти, ничего не требующая от жизни для себя, но помогающая бедным: ведь она и сама была небогата, пока не вышла замуж по велению матери.

Тем не менее осторожный Потап Потапыч, несмотря на благочестивость жены, не вполне ей доверяет и не хочет смириться с мыслью, что после его смерти Вера выйдет вторично замуж или заведёт любовника. «Всю жизнь мучал жену, хочешь и после смерти потиранить» — гневно говорит ему поверенный Халымов.

Бескорыстной Вере Филипповне противопоставлены все остальные персонажи спектакля: алчный племянник Каркунова Константин, вместе с приказчиком Ерастом затевающий интригу против тётки, его неверная жена Ольга Дмитриевна, разбитная и циничная супруга Халымова Аполлинария Панфиловна.

Спектакль театра «EtCetera»в постановке Григория Дитятковского запоминается прежде всего оформлением (сценография заслуженного художника России Владимира Фирера). Никаких мелких деталей: главным предметом декорации становятся огромные двустворчатые двери, которые открываются во все стороны. Впечатляют и костюмы: словно яркие птички, врываются на сцену нарядные Аполлинария Панфиловна (заслуженная артистка России Наталья Благих) и Ольга Дмитриевна (Кристина Гагуа).

Вера Филипповна, напротив, одета всегда сдержанно. Абсолютно положительный образ своей героини Анна Артамонова преподносит зрителю без излишней дидактичности. Перед нами — живая женщина, по воле судьбы не знающая до зрелого возраста любовных радостей.

Но приказчик Ераст в исполнении Фёдора Урекина столь бурно темпераментен, что его ухаживания могли бы и отпугнуть столь сдержанную и неглупую даму. Иначе говоря, в этом дуэте интеллигентная, ясноглазая Артамонова выглядит убедительнее. А вот народный артист России Михаил Янушкевич (Каркунов), несмотря на неоднозначный характер своего героя, вызывает явные симпатии зрителей, живо изображая переживания человека перед неумолимым лицом смерти.

Ярко характерен, суетлив и подвижен в своей отрицательной роли Кирилл Лоскутов (Константин) — явная удача спектакля. Убедителен и фактурный, харизматичный Сергей Тонгур в роли Халымова.

Отдельные аплодисменты хочется адресовать народной артистке России Людмиле Дмитриевой (Огуревна). Мы помним эту актрису по блестящей роли Сюзанны Бриссар в комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину». Огуревне отведено не так уж много сценического времени, но каждое появление Людмилы Борисовны пленяет точностью, великолепным чувством материала и персонажа, актёрским обаянием.

Интересен предложенный Дитятковским приём стоп-кадра. Персонажи спектакля время от времени замирают в неподвижности, пережидая разыгрываемую сцену партнёров. Иногда на сцене возникает «замедленная съёмка» — летят предметы, двигаются в танце или в драке люди.

Всё это, плюс уверенная работа актёрского ансамбля, увлекает зрителя. И, однако же, это — совсем иной Островский, чем тот, которого весело разыграли вчера севастопольцы. Более сдержанный, более солидный, более роскошный. В общем — столичный! А какой из них интереснее — судить зрителям Десятого Щепкинского фестиваля.

Дата публикации
27.09.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме