Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Щепкинский фестиваль 2013: день пятый. Любить и жалеть…

Во время спектакля Брестского академического театра драмы «Вечер» (режиссёр-постановщик заслуженный деятель искусств Республики Беларусь А. Козак) несколько раз с недоверием оглядывалась на зал. Надо же, — слушают, да ещё и внимательно, смеясь и сопереживая! А ведь пьеса-то не остросюжетная, и героев в спектакле всего трое. Да и те — старики, доживающие свой век в неперспективной деревне, забытые даже собственными детьми...

Неторопливость, «разговорность» спектакля так непривычна для нашего зрителя, избалованного порой весьма экзотическими постановками... Но зрительный зал уже через несколько минут начинает дышать в унисон с героями, вместе с ними ощущать прикосновение Вечности, ставшее для тех уже совсем близкой реальностью. Захватывает удивительной естественности игра актёрского ансамбля спектакля.

Сцена из спектакля Брестского академического театра драмы «Вечер»

Вечер их жизней, подходящих к концу, уже почти не оставил времени для пустяков: житейских ссор, накопления ценностей. Осталось только понять — зачем ты жил? Что ты сделал не так, «наполовину», как говорит вредный деревенский мужик с красноречивым прозвищем Гастрит (М. Метлицкий)?

Впрочем, не такой он и вредный — скорее, несчастный, несмотря на недавно выигранную в лотерею машину. Малодушествовал, когда нужно было пожертвовать собой ради спасения боевых товарищей. Писал доносы на соперника, чтобы потом жениться на его невесте...

Тяжкий груз на совести не даёт умереть спокойно, и, словно к батюшке, тянется Гастрит к Василю (Н. Маршин), который знает что-то такое, что ему неведомо. «Значит, мало ты в жизни любил, мало жалел, мало плакал», — открывает ему Василь тайну, позволяющую жить в мире с самим собой.

Сцена из спектакля Брестского академического театра драмы «Вечер»   Сцена из спектакля Брестского академического театра драмы «Вечер»

Сам Василь жалеет одинокую бабку Ганну (Т. Левчук), давно не получающую вестей от единственного непутёвого сына, и пусть нескладно, пытается утешить её нехитрой выдумкой. Жалеет деревенский колодец с удивительной живой водой, которую нужно щедро раздавать, чтобы она не иссякала. И потому изо дня в день таскает полные вёдра – «за твой двор, Семён», «за тебя, Никита».

Метафора ясна: вот такой должна быть и жизнь человеческая, что ты отдал — то и умножится. Василь тоже торопится завершить свои земные дела. Признаётся Ганне в своей давней юношеской любви к ней, мастерит домовину… Вот только пригодится она не ему, а Гастриту, чувствующему близкую смерть.

Слабеющими руками Гастрит развязывает мешок, из которого сыплются какие-то игрушки, детская машинка, он подбирает её, тащит за веревочку... И — отпускает её из рук: этих «игрушек», которым человек при жизни отдаёт свою душу, ему уже не удержать. Отпустив всё, душа старика обретает свободу.

Сцена из спектакля Брестского академического театра драмы «Вечер»

И покаяние Гастрита (бередит ему душу, что в годы войны из-за него погиб невиновный, что возлюбленный его будущей жены умер в сибирском лагере) словно размыкает заколдованный круг жизни, на десятилетия замершей в этой деревне. И впервые не напрасно герои всматриваются в даль: кто-то идёт к ним по дороге! Кто-то, которому они нужны...

Светлый, добрый, полный веры и надежды спектакль брестских артистов — то, чего так не хватало зрителям на Щепкинском фестивале. Впрочем, впереди ещё один фестивальный день.

Дата публикации
14.10.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме