Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Хроники X «щепкинского» фестиваля: День второй. Островский «по-севастопольски»

Десятый Всероссийский фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину», открывшийся 24 сентября, в своей афише заявил сплошь классическую драматургию: именно она стала основой большинства представленных спектаклей. Три пьесы Чехова, Алексей Толстой и Лев Толстой, Бернард Шоу, пьеса по мотивам Тургенева. Вчера и сегодня — дни Александра Островского.

Первым на фестивале пьесу великого русского драматурга А. Н. Островского представил 25 сентября Севастопольский академический драматический театр имени А. В. Луначарского. Нужно сказать, что белгородский зритель ранее не был знаком с творчеством этого театра.

Театр ни разу не был гостем Щепкинского фестиваля, не гастролировал у нас, хотя БГАДТ в июне нынешнего года сыграл несколько спектаклей на севастопольской сцене. Поэтому вчерашний спектакль «Доходное место» стал для театралов Белгорода открытием нового и очень интересного творческого коллектива.

Григорий Лифанов, с недавнего времени главный режиссёр театра, поставил Островского в лучших традициях русского психологического театра, однако же привнёс в спектакль множество собственных выдумок и находок. Эти режиссёрские шалости нисколько авторскому тексту не вредят, но заставляют зрителя неотступно следить за происходящим на сцене. Удивительно цельным получился спектакль: он, говоря образно, крепко сбит.

Напомним сюжет. Чиновник Василий Жадов небогат, не имеет излишних амбиций по части карьеры, но зато имеет высокопоставленного дядюшку Вышневского. Жадов молод, талантлив, умён, мечтает прожить жизнь честного человека и презирает стяжателей и взяточников. Своей невесте, а затем жене Полине он пытается привить такие же принципы.

Но юная супруга больше внемлет советам матери и сестры Юлиньки, без любви вышедшей замуж за чиновника Белогубова и теперь имеющей всё, что душа пожелает. Любовь к Полине толкает отчаявшегося Жадова к влиятельному дяде — просить места, но Вышневского, как выясняется, отдают под суд за взятки.

В центре внимания, как и полагается, актёрский ансамбль — он здесь есть, он состоялся! Совершенно бенефисными получились роли Юсова и Кукушкиной — без сомнения, имея в труппе таких великолепных характерных актёров как заслуженные артисты Украины Анатолий Бобер и Людмила Шестакова, можно смело браться за любую комедию. Недаром Фелисату Герасимовну провожали аплодисментами по ходу спектакля!

Мастерски ведёт свою роль и Александр Порываев — Белогубов, и его вроде бы отрицательному герою начинаешь симпатизировать, поддаваясь обаянию актёра. Уверенно играет Юлиньку Татьяна Сытова.

Особенное внимание хочется уделить дуэту Жадова и Полины. Евгению Овсянникову досталась непростая роль: положительных героев всегда играть сложнее. Но избежать скуки и однообразия в исполнении помогла искренность, с которой молодой артист выходит на сцену. «Правильные» монологи вдруг становятся необыкновенно убедительными.

Полина Анастасии Жадновой — совершенно очаровательное создание. Недавняя дебютантка, актриса почти так же юна, как и её героиня, и тем удивительнее то, с каким профессиональным мастерством она существует в пространстве спектакля. Открытая, наивная — и всё же не дурочка, какой часто играют Полину.

На высоком уровне выполнена сценография, костюмы и грим, за что отдельных аплодисментов заслуживает художник Наталья Лось.

Фразы о современности классики произносятся так часто, что теряют смысл. Но спектакль Григория Лифанова, никак не переиначившего Островского, а напротив, бережно преподносящего нам каждую фразу знаменитой пьесы, получился удивительно актуальным.

И в самом деле, что же делать, когда так хочется всех радостей жизни, но нечем за них платить? Как остаться честным человеком в действительности, где это понятие становится анахронизмом? Вроде бы весёлый спектакль венчает жутковатый финал — страстная исповедь Жадова тонет, становится неслышной в однообразном чиновничьем хоре. Хороший финал. Правдивый.

Дата публикации
26.09.2016 г.
Автор

Новости по теме