Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Чехов всех времён

26 ноября в Белгородском государственном литературном музее открылась камерная экспозиция копийных материалов и типологических предметов из интерактивного фонда Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово».

На вернисаже выставку презентовали главный хранитель музея Ксения Абрамовна Чайковская и ведущий художник Борис Иванович Голубцов, которому принадлежит идея оформления экспозиции в соответствии с модной в чеховские времена альбомной культурой.

Ксения Чайковская, главный хранитель Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово»

Кстати, сегодня альбомная культура переживает вторую молодость под новым названием скрапбукинг. Впрочем, суть от этого не меняется: всё это один и тот же вид творчества, главная цель которого состоит в хранении истории в фотографиях, газетных вырезках, рисунках, записях и других памятных мелочах.

Подобная концепция как нельзя лучше подходит для представленной в Белгороде выставки «А. П. Чехов. Линия жизни», в которой лаконично, но ёмко отражён весь жизненный путь писателя и человека Антона Павловича Чехова.

Выставка «А. П. Чехов. Линия жизни» открылась в Белгороде

Линия жизни общепризнанного классика мировой литературы, врача, общественного деятеля А. П. Чехова представлена в экспозиции на фоне около десятка тематических баннеров, и переходя от одного к другому, посетитель будто перелистывает очередную страницу биографии писателя. Биографии, которая, кажется, хорошо знакома ещё со школьной скамьи, но отражённые в музейной экспозиции известные факты воспринимаются как-то иначе, более зримо, выпукло, личностно.

Ведущий художник Борис Иванович Голубцов рассказывает о концепции выставки «А. П. Чехов. Линия жизни»

Вот Таганрог… Здесь 17 (29) января 1860 года в доме на Полицейской улице в семье купца Павла Егоровича Чехова и его жены Евгении Яковлевны появился на свет третий сын — Антон. Таганрогский мир Чехова оживает в фотокарточках членов его семьи и родственников, фотографиях дома, гимназии, городского театра с которым у Чехова-гимназиста связаны наиболее яркие впечатления, а также дома купца Алфераки, где часто устраивались музыкальные вечера, на которых случалось бывать Чехову.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

Последнее фото на этой украшенной традиционными виньетками странице «альбома» — перрон станции Таганрог — начинается новый период в жизни будущего великого писателя…

Москва… В 1876 году торговое дело отца Чехова терпит фиаско, семья бежит от долговой ямы в Москву. Антон присоединяется к семье лишь в 1879-м, по окончании гимназии. Следующие пять лет он проходит обучение на медицинском факультете Московского университета.

На первой фотографии, которая в стилизованном альбоме открывает новый отрезок линии жизни Чехова — вид университета, а рядом с ней соседствуют фотопортреты Склифосовского, декана факультета, преподавателей, среди которых — выдающиеся учёные Захарьин, Эрисман, Бабухин, групповой портрет сокурсников Чехова.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

Получив диплом лекаря, Чехов начинает работать в Воскресенске (сегодня это город Истра), затем в Звенигороде. Интересно, что некоторые естественнонаучные принципы Чехов переносит в литературу — принципу краткости произведений, по мнению современников писателя, он обязан истории болезни как жанру.

В Москве «игра в литературу» для Чехова сопряжена с его работой в «малой прессе» — «Будильнике», «Стрекозе», «Зрителе», «Осколках» и других журналах, где он в том числе обзаводится интересными знакомствами. Например, с «королём репортёров» Гиляровским, фотография которого заботливо «вклеена» сотрудниками музея на эту страницу альбома.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

«Перелистываем» и этот альбомный лист, и вместе с Антоном Павловичем «попадаем» в одну из ключевых точек его биографии, когда начинается его путь в большую литературу. Как известно, в 1886 году Чехов всерьёз задумывается о качестве создаваемых текстов и вступает в переговоры о сотрудничестве с крупнейшей национальной общерусской газетой «Новое время», которую издавал журналист, писатель и удачливый предприниматель Алексей Суворин.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

Знаменательными событиями этого периода становятся издания чеховских сборников «Пёстрые рассказы», «Хмурые люди», а также удостоенный половины Пушкинской премии (500 руб.) сборник рассказов «В сумерках».

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

«Мелихово» — ещё одна важнейшая и, возможно, самая яркая страница в недолгой, но очень полной жизни Антона Павловича. Первые мелиховские годы практически всё время Чехова занимала работа лекаря: угроза холеры в Москве стала очевидной в июле 1892 года, и по инициативе Серпуховского земства Чехов принял на себя обязанности земского врача на участке, который охватывал 26 деревень, 7 фабрик и один монастырь.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

Почти пять лет мелиховской жизни Чехов посвятил строительству школ — хлопотал в земстве, чертил планы, находил средства, закупал стройматериалы и нанимал рабочих.

В Мелихове он освоился очень скоро, да и писать вне имения он уже не мог. Именно в годы «мелиховского сидения» Чеховым было написано 42 шедевра, в том числе пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка», рассказы и повести «Моя жизнь», «Крыжовник», «Бабье царство», «Три года», «Палата № 6», «Остров Сахалин», «Чёрный монах», «Студент» и многие другие.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

Годы спустя, в 1940 году, при участии сестры Антона Павловича Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича в Мелихове был открыт музей, здесь собрано более 30 тыс. экспонатов — рукописи, личные вещи, книги, фотографии, мебель, изобразительные материалы, картины художников – друзей Антона Павловича, живописные работы его талантливых родственников.

Сотрудники бережно и с огромной любовью восстановили и поддерживают в живом виде не только интерьеры дома, но и сад, огород («Юг Франции»), хозяйственные пристройки.

А посетитель белгородской выставки с большим душевным волнением сегодня «переступает порог» того самого прячущегося в мелиховском саду флигелька, в котором в 1895 году Чехов работал над «Чайкой», поставив последнюю точку 18 ноября.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»  Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

По словам Ксении Чайковской, в музее принято ежегодно, 18 ноября, отдавать дань уважения этой «таинственной и немножко странной, но чудесной пьесе», а в наступающем 2015 году 120-летие «Чайки» будет отмечаться особенно торжественно.

Фрагмент экспозиуции «А. П. Чехов. Линия жизни»

Интересно, что именно «Чайке» своим рождением обязан выросший из знаменитых праздников «Мелиховская весна» одноимённый Международный театральный фестиваль, в истоках которого — первый сыгранный липецкими артистами на пленэре спектакль «Чайка». Было это в далёком 1982 году, но благодаря стараниям сотрудников музея, мы сегодня можем стать «свидетелями» этого события.

К. А. Чайковская передаёт в дар Белгородскому литературному музею альбом об истории музея-заповедника «Мелихово»

Кстати, обратиться к истории Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» белгородцы теперь смогут, просто посетив наш Литературный музей — Ксения Чайковская передала в дар Белгороду красочный альбом, охватывающий периоды от первой выставки во флигеле (75 лет назад) и восстановления главного дома до наших дней.

Ну, а выставка «А. П. Чехов. Линия жизни», включающая ещё и «ялтинские» страницы, и главы о Московском Художественном театре и его создателях — К. С. Станиславском и В. И. Немировиче-Данченко, и другие яркие моменты жизни великого русского писателя, будет гостить в нашем городе до 10 февраля, так что у белгородцев ещё есть время погрузиться в волнующий чеховский мир.

Новости по теме