Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

17 марта в Большом зале Белгородской филармонии оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова сыграл очень необычный концерт. Слушатели знакомились с оригинальной, разнообразной и интересной музыкой для народного оркестра, созданной нашими современниками, живущими в Москве, Воронеже, Белгороде.

Из шести композиторов, чья музыка исполнялась в этот вечер, три автора – Юрий Романов (Воронеж), Юрий Мишин и Николай Бирюков (Белгород) присутствовали в зале. Концерт, без преувеличения, можно назвать «панорамой современной музыки для народного оркестра», настолько многообразны по жанрам, музыкальному языку и образности были 12 исполненных сочинений (многие состояли от двух до семи частей).

Концерт ещё можно было бы назвать авторским вечером заслуженного деятеля искусств России Владимира Беляева (учителя Е. Алешникова в Воронежской Академии искусств) – на вечере исполнялось шесть его крупных сочинений.

Имя Владимира Беляева прочно связано с новым этапом в развитии репертуара для оркестра народных инструментов. Мелодическое обаяние ностальгической основной темы вальса из цикла вальсов-фантазий по мотивам рассказов И. Бунина «Тёмные аллеи»; драматическая семичастная поэма для голоса с оркестром «По заречной стороне» (солистка – дипломант Всероссийского конкурса Тамара Кузнецова); массовый танец на деревенской гулянке с неожиданными акцентами и ритмическими перебоями («Топотуха»); удивительной инструментальной красоты цикл обработок народных песен «Ямщицкие песни» – представили слушателям творческий портрет композитора, яркого мелодиста, талантливого инструментовщика, мастера, тяготеющего к драматической и лирико-пейзажной сфере выражения.

Оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова

В иной – условной манере народного лубка – прозвучали 4 части сюиты народного артиста России, профессора Воронежской государственной Академии искусств Юрия Романова. Может быть, не только я услышала в заключительных ритмах последней части («На острове Буяне») слова детской песенки-марша советских времён – «Учил Суворов в лихих боях держать во славе российский флаг».

Диптих московского композитора заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Московской консерватории Валерия Кикты по картинам Виктора Васнецова («Алёнушка» и «Три богатыря») завораживал звуковой красочностью (особенно трудно забыть колокольные звоны в финале 2-й пьесы) и покорял красотой образов народных сказок, воспетой поколениями русских художников.

Прозвучала на вечере и суровая, волнующая «Поэма памяти Шостаковича» московского композитора Александра Цыганкова, написанная в 1975 г. вскоре после смерти Мастера.

В выразительной «Весенней увертюре» председателя Белгородской композиторской организации Юрия Мишина, как и в шуточной «Скоморошине», обращала на себя внимание отчётливость и ясность формы и определённость образного выражения.

Всё второе отделение концерта (Мишин – «Весенняя увертюра»; Беляев – Рассвет и Песнь косаря из цикла «Песни Кольцова»; Кикта – Диптих по картинам Виктора Васнецова; Беляев – цикл «Ямщицкие песни»; Цыганков – «Поэма памяти Шостаковича»; Беляев – Русская рапсодия и «Скоморошина» Н. Бирюкова) оркестр повезёт на фестиваль современной музыки в Москву весной этого года. Фестиваль называется «Музыка России», и будет проходить в Большом концертном зале Российской Академии музыки им. Гнесиных.

Дата публикации
18.03.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме