Новости и обзоры событий культурного Белгорода



И это всё о нём

22 сентября в Большом зале филармонии состоялся юбилейный концерт-чествование (он же — 1-й концерт 12-го абонемента «Встречи по четвергам с оркестром русских народных инструментов») главного дирижёра ОРНИ БГФ заслуженного работника культуры России Евгения Алешникова.

По заполненности зала юбилейный вечер Евгения Алешникова можно было сравнить с недавно состоявшимися памятными концертами Валерия Гергиева или Владимира Спивакова — ни в зале, ни на балконе ни одного свободного места, приставные сиденья вдоль стен, множество фоторепортёров, нескончаемый поток цветов.

Праздник в честь 55-летия «выдающегося музыканта» (так выразился о Евгении Алешникове начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский) был столь же весом и значителен, как и концерт оркестра под управлением юбиляра.

Поздравления, короткие и долгие речи, вручение наград от областного управления культуры, филармонии, региональной организации профсоюзов, Белгородской и Старооскольской епархии Белгородской митрополии, Белгородского государственного института искусств и культуры сменяли друг друга.

И в каждом выступлении были самые тёплые, искренние, сердечные слова любви, благодарности, уважения и признательности выдающемуся музыканту и замечательному человеку; одному из тех людей, кому город во многом обязан репутацией одного из культурных центров Черноземья.

Проявившаяся с ранних лет в юном Евгении Алешникове музыкально-исполнительская одарённость, а вскоре и незаурядные организаторские способности (кстати сказать, весьма редкие и столь же ценные), сформировали его поистине уникальную личность, которая сегодня, к счастью для всех любящих настоящее искусство, находится в расцвете сил. По словам директора БГФ Светланы Юрьевны Борухи, «Евгений Алексеевич — глубокий, интеллигентный, умный, талантливый человек» и, будучи сам яркой творческой индивидуальностью, он — идеальный художественный руководитель такой огромной творческой организации как сегодняшняя Белгородская филармония.

Евгений Алексеевич Алешников более склонен к молчанию, чем к длинным речам. Его стихия — дело. Все помнят, как несколько лет назад, получив в свои руки оркестр, находящийся, мягко говоря, не в лучшей форме, он решительно, энергично, деловито и целеустремлённо принялся его «отлаживать» — кадрово, материально, организационно, репертуарно и т. д.

И уже через три месяца оркестр зазвучал по-другому, а через пару лет это был уже совсем другой оркестр. С тех пор и уже давно ОРНИ БГФ великолепен — лёгкий, мягкий, гибкий, темброво-богатый, отлично взаимодействующий всеми своими частями, хорошо владеющий палитрой разнообразных звуковых перспектив, каждый сезон осваивающий всё новые и новые программы и всё новых партнёров, оркестр год за годом показывает высокий и очень высокий академический уровень народных инструментов. Всё это — заслуга Евгения Алешникова.

Каждый концерт оркестра русских народных инструментов под управлением Евгения Алешникова — событие и открытие. Таким был и юбилейный концерт — величественный и многоцветный гимн во славу России. Образ вечной в веках России символизировала знаменитая мелодия «Вечерний звон», «одетая» в звучание колоколов (карильон Тимура Халиуллина), камерного хора (главный дирижёр — Елена Алексеева) и оркестра. Впечатляющие и очень красивые звуковые краски знаменитой мелодии стали прологом «классического» блока главной Русской темы концерта (А. Алябьев – А. Мосолов, П. И. Чайковский).

Его сменил блок современной музыки для народного оркестра, в котором выделился замечательный «Вологодский триптих» Владимира Беляева с не менее замечательной солисткой филармонии Оксаной Никитиной (меццо-сопрано). Цикл Вл. Беляева, учителя и друга Евгения Алешникова, впервые прозвучал в Белгороде в ноябре 2011 г. на Фестивале современной музыки. Он написан на стихи, созданные Николаем Рубцовым в 60-е гг., стихи, восходящие к есенинской традиции. Музыка же Владимира Беляева с её инструментальной живописностью оркестра («Не было гостей — да вдруг нагрянули»), лихорадочной остротой ритма («Сапоги мои — скрип да скрип») и плавной песенностью вальса («Огороды русские) заставляет вспомнить о Валерии Гаврилине.

Концерт показал, что сегодня оркестру по плечу произведения современных композиторов изощрённой ритмической сложности. Такова посвящённая Евгению Алешникову и его оркестру 4-частная Партита № 2 «Мактуб» (в пер. с арабского «так предначертано») с солирующим баяном и карильоном современного белгородского композитора Артёма Нижника. Фантастически сложную партию солирующего баяна виртуозно исполнил лауреат международных конкурсов Александр Сахарчук, за чем последовало вручение ему Евгением Алексеевичем Почётной грамоты Министерства культуры РФ за подписью министра культуры РФ Владимира Мединского.

Исполненная в концерте россыпь инструментально-оркестровых пьес была разнообразной и, что называется, на любой вкус. Суховато-жёсткая «Уж вы, святочки», № 2 из цикла С. Слонимского «4 русские народные песни для оркестра»; драматическая также четырёхчастная Фантазия из кинофильма «Тарас Бульба» И. Корнелюка в обработке ударника оркестра Александра Бутурлакина (соло на флейте Пана — Михаил Пидручный); изящная, прозрачная и поэтичная «Музыка дождя» московского композитора Натальи Хондо; экзотические «Ирландские мотивы» с солирующим на испанской волынке Гайта и сопилке Михаилом Пидручным.

В пьесе А. Гуревича и А. Исаева «Старое банджо» в стиле раннего американского джаза слушателей ждало знакомство с виртуозом на балалайке Юрием Тимко. Наконец, завершающая концерт пьеса в стиле тяжёлого рока «Сила Севера» московского композитора Дмитрия Калинина (мировая премьера), которая была написана им специально для белгородского оркестра и белгородского карильона.

В концерте звучали аранжировки как вокальных, так и инструментальных произведений, выполненные Евгением Алешниковым и Александром Бутурлакиным. Большой успех имела известная песня Е. Мартынова «Лебединая верность» в прекрасном исполнении Галины Зольниковой. В обработке песни, сделанной А. Бутурлакиным, с народным оркестром впервые прозвучал голос трубы (соло на трубе — Андрей Андрейкин).

Солидный блок произведений военной темы (С. Прокофьев, М. Блантер, С. Куляба) занял своё место в завершении первого отделения, а русские народные шуточные — по одной в каждом отделении — не смогли изменить впечатления массивности и мощи от программы всего концерта, хотя закончился концерт маленьким, лёгким и изящным «bis»’ом.

Дата публикации
23.09.2016 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме