Новости кино и обзоры кинопремьер недели



Косенков «на краю оврага»

Кто сказал, что музей – это обязательно одни и те же экспонаты на одних и тех же местах, что это сплошные таблички «Руками не трогать» и строгие искусствоведы и экскурсоводы? В музей С.С. Косенкова, например, всегда идешь как в гости: и расположен он в жилом доме, и пахнет там всегда по-домашнему вкусно, и люди здесь приветливые и приятные. Именно в такой теплой атмосфере прошла встреча клуба «Точка пересечения» с другом художника В.И. Иванчихиным.

В грядущем 2011 году Станиславу Степановичу исполнилось бы 70 лет. К торжественной дате в музее решили провести семь встреч с семью самыми близкими друзьями художника. «Общее название у этих чаепитий – «Был товарищем жизни», – говорит Анна Константиновна Косенкова, жена художника, – «это строчка из произведения Велимира Хлебникова, одного из любимых поэтов Станислава Степановича».

Радует, что первая встреча прошла под Новый год и открылась небольшим концертом студентов Белгородского музыкального колледжа. «Фамилии не запоминаются, а вот по именам я вам их представлю: на скрипке будет играть Аня, на фортепиано – Инна, а на гитаре – Эмиль», – объявила выступление Анна Константиновна.

Музыканты исполнили несколько произведений, последним из которых была песня «Луч солнца золотого». «Вот эта песня вполне отражает душу Станислава Степановича, – заметила жена художника, – он ведь любил жизнь, и это хорошо заметно особенно на его ранних – ярких и красочных – работах, которые выставлены сегодня. Косенкова ведь чаще знают по работам социальным, с трагической нотой. А Виктор Иванович расскажет, каким Слава был на самом деле».

Действительно, идея рассказать о художнике устами друзей была прекрасной. Кто лучше даст понять мастера, чем те, кто был с ним рядом, кто может объяснить суть картин фактами из жизни? Виктор Иванович хорошо знал Станислава Косенкова, поэтому не только рассказывал о друге, но и открывал секреты некоторых иллюстраций.

Музей-мастерская С.С. Косенкова в Белгороде. Рабочий стол художника

«Начну немного не по порядку... За полтора года до смерти Слава вспомнил о своем доме, и мы решили съездить туда, где он родился. Видели эту хату – там жили уже совсем другие люди; видели речку, которая больше похожа на ручей – но в детстве Славе она казалось большой и глубокой; видели все то, что он наблюдал с самого рождения. И тогда я понял, откуда в работах Косенкова столько белгородских оврагов – их же там, в этой деревне, не пересчитать!» – Виктор Иванович попутно демонстрировал картины Косенкова, где овраги действительно, как живые существа, – «видите, он поверхность рисует, как будто это шкура, а не трава». Присматриваемся – действительно, как же раньше не замечали!

«Косенков родился через три месяца после того, как погиб его отец: тот был почтальоном, одним из самых грамотных людей в местности, и его в первых рядах забрали на фронт. Видимо, Славе все-таки не хватало именно отцовского внимания, отцовского совета, поэтому у него в картинах эта тема потом мелькает не раз. Вот, например, «Портрет отца» – здесь ведь не только сам отец, но и родной дом, и дорожка к нему... Но на переднем плане – черная пропасть», – пока рассказчик ищет еще одну картину, беседу подхватывает Вера Степановна Пушкарева: «В своей статье о Станиславе я как-то упомянула строчку из Анненского: «Он все время работал на краю пропасти...». Виктор Иванович, нашедший нужную иллюстрацию, возвращается к рассказу: «Я бы сказал, Косенков работал на краю оврага».

История В.И. Иванчихина о Станиславе Степановиче открыла гостям глаза на важные моменты в работах художника: «Слава говорил, что произведение должно быть логотипом. В своих поздних работах он этого и добивается: смотрите, свет в родном окне становится логотипом детства; мальва, мальчик, дом – символами родной земли... И так практически на всех его картинах».

Также Виктор Иванович рассказал о роли Достоевского и Прасолова в творчестве Косенкова, о Василии Ермилове и Владимире Фаворском, которые дали художнику направление для самовыражения, упомянул о важных датах в жизни Станислава Степановича и о их роли в произведениях.

«Славу пугала демократия, которая пришла в страну в девяностые. Он просто не знал, как при ней жить. Заказы исчезли, деньги закончились. Как-то раз я пришел к нему – а перед ним шрифты, он рисует логотип для «Нашего Белгорода». Говорит, Бабин обещал 120 рублей. Когда я в следующий раз пришел и спросил, как там дела с газетой, Слава только рукой махнул: «А, бутылку водки принес – и все».

В заключительной части Виктор Иванович рассказал о том, как закончилась жизнь знаменитого Косенкова, и грустно добавил: «А демократы помогли Анне Константиновне организовать этот замечательный музей».

Впереди любителей творчества Станислава Степановича ожидает еще шесть встреч с близкими художника – а это еще шесть взглядов на Косенкова и его работы, шесть своеобразных летописей, шесть новых граней наследия, которое оставил после себя наш талантливый земляк.

Тем, кто не любит сухие биографические справки, тематические вечера «Был товарищем жизни...» наверняка придутся по душе, поднимут настроение и откроют новые знания о Косенкове.

Дата публикации
26.12.2010 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме