Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Симфонический оркестр Белгородской филармонии вновь представил премьеры

10 февраля в Большом зале Белгородской государственной филармонии при поддержке Министерства культуры РФ состоялся концерт «Открытие новой музыки». Впервые в Белгороде были исполнены сочинения отечественных композиторов — Концерт для виолончели с оркестром Н. Мясковского и Сюита из оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова.

В сопровождении симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова солировал лауреат международных конкурсов (в том числе XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, I Кембриджского международного конкурса, I Всероссийского музыкального конкурса, III Пекинского международного конкурса) Александр Рамм.

Любители симфонической музыки Белгорода впервые открыли для себя имя молодого виолончелиста Александра Рамма в прошлом, 49-м сезоне, когда в апреле 2016 года солист блестяще выступил вместе со скрипачом Иваном Почекиным, исполнив романтический Концерт для скрипки и виолончели с оркестром a-moll Иоганнеса Брамса. Симфоническим оркестром тогда дирижировал заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин. Программа концерта проходила в рамках проекта Московской государственной академической филармонии «Звёзды XXI века».

В юбилейном 50-м филармоническом сезоне программу третьего концерта одноимённого абонемента вновь украсило имя музыканта необыкновенного дарования. В исполнении Александра Рамма и симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова был представлен достаточно редко звучащий на академической сцене до-минорный Концерт для виолончели с оркестром соч.66 Николая Мясковского.

В двух частях этого бесспорного шедевра — Lento ma non troppo и Allegro vivace — публика услышала отзвуки трагических военных лет. Неслучайно данный виолончельный концерт является кульминацией в творчестве композитора, одним из самых глубоких сочинений последних лет жизни Мясковского: в его музыке заключены выразительность, мелодизм, а также особая элегичность, характерная для всех поздних сочинений композитора.

Виолончель Александра Рамма с самого начала звучала широко, полнозвучно; в этом глубоком повествовании, эпичном погружении в бесконечность из пустоты рождался человеческий голос — главная тема первой части.

Он звучал то сдержанно, тихо и скорбно, то нежно и лирично, растворяясь в общем звуковом потоке, то переходил в полные страсти пассажи, меланхолически окрашенные монологи. Большой регистровый диапазон солирующей виолончели, использованный Николаем Мясковским, позволял в полной мере ощутить тембр инструмента, а певучесть звука — максимально точно проникнуть в замысел сочинения. Солист играл эмоционально, выразительно, с непременным оттенком espressivo, а оркестр поддерживал его ритмически и динамически.

Если оперу Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» по знаменитой сказке А. С. Пушкина можно регулярно видеть в театрах страны, то музыка сюиты на основе музыкального материала оперы, пожалуй, звучит в исполнении симфонических оркестров не часто.

«Золотой петушок» — последняя из пятнадцати опер композитора, её партитура была завершена сто лет назад, ещё в 1907 году. В музыке, содержание которой трактовалось как своеобразная сатира на самодержавие, запечатлены пушкинские образы, известные каждому — царь Додон, Шемаханская царица, воевода Полкан, ключница Амелфа, царевичи Гвидон и Афрон.

В исполнении симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова сюиты было представлено обилие оркестровых красок: в первой части широкие темы звучали на фоне выразительных струнных, тонкое пение деревянных духовых инструментов и призывные сигналы-кличи труб оттеняли пассажи арфы («Царь Додон у себя дома»).

Таинственное звучание «дерева» и «меди» сменялись кратковременными эпизодами «безмолвия» струнных, тёплое пение вторых скрипок и альтов, утешительные звуки кларнета соседствовали с тихими голосами бас-кларнета и виолончелей. Наложение отдельных инструментальных проведений (валторна-гобой, флейты-тромбоны) второй части, расцвет темы и оркестровая плотность в третьей части оттенялись продолжительными аккордами четвертой.

Музыкальное погружение в «тридевятое царство, тридесятое государство» с осмыслением произведения было ярким и запоминающимся. Прозвучавшая на бис «Лезгинка» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна стала темпераментным завершением вечера открытия новой музыки.

Дата публикации
11.02.2017 г.
Автор

Новости по теме