Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Симфонический оркестр Белгородской филармонии исполнил 9 симфонию Густава Малера
26 апреля 2014 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии в исполнении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина прозвучала 9-я симфония Густава Малера.
После её исполнения состоялся небольшой торжественный эпилог в адрес маэстро Рашита Нигаматуллина по случаю юбилейных дат его жизни (55 лет) и творческой деятельности (25 лет), и в связи с 20-летием симфонического оркестра.
Глубоко взволновавшее всех присутствующих исполнение 9-й симфонии Г. Малера, безусловно, стало главной кульминацией 47-го концертного сезона БГФ.
То обстоятельство, что в зале были свободные места, было, как справедливо заметила в конце вечера, выступая с поздравлениями Рашиту Нигаматуллину и коллективу оркестра директор филармонии Светлана Боруха, даже не слишком огорчительно, ибо каждый из сидящих в зале пришёл слушать именно эту симфонию Малера в исполнении взращённого Р. Нигаматуллиным белгородского симфонического оркестра.
Впечатление от музыки Малера в исполнении оркестра БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина было для слушателей в той или иной степени потрясением, поскольку человеческая и музыкально-исполнительская зрелость дирижёра и его оркестра оказались созвучны запечатлённой в последней законченной симфонии великого австрийского романтика философскому ощущению жизни и смерти.
9-я симфония — одно из трёх крупных сочинений позднего периода (1909–1911). В ней, наряду с «Песней о земле» и неоконченной 10-й симфонией, звучит тема прощания с жизнью, отразившая трагические события тех лет: внезапную смерть маленькой дочери композитора, известие о собственной тяжёлой болезни сердца, которая стала причиной смерти Малера на 51-м году жизни.
В трёх последних сочинениях Малера тема смерти становится не просто отвлечённой идеей, мрачной философской тайной, а суровой реальной действительностью. Английский музыковед, исследователь творчества Малера писал: «9-я симфония — это тёмная ночь души, и она волнует ещё больше оттого, что прощание с надеждами и отказ от борьбы даются нелегко. В этой великой музыке одновременно находят выражение самые противоречивые чувства. Симфония является музыкальным эквивалентом поэтического кредо Р.-М. Рильке: dennoch preisen (славить жизнь несмотря ни на что)».
В 4-частном инструментальном цикле крайние медленные части одновременно контрастны и созвучны друг другу. В 1-й части сменяют друг друга образы нежного томления и внезапной тревоги; порывы надежды и ликования подавляются приступами отчаяния, признаниями неотвратимости смерти.
Финал с его меланхолически просветлённым, неторопливо изливающимся лиризмом завершается скорбно-успокаивающими, примиряющими раздумьями, исчезающими в полной тишине.
Между этими двумя лирическими сферами вписаны два разнохарактерных интермеццо: бюргерски-уютный, не без иронии воссозданный старовенский лендлер (2-я часть) и — по контрасту с ним — его демонический «гофмановский двойник», причудливо-заострённое рондо-бурлеска.
Исключительной глубине замысла 9-й симфонии соответствует удивительная оркестровая изобретательность его осуществления. Расширенный состав оркестра используется чрезвычайно разнообразно — от мощных полнозвучных кульминаций до бесчисленных эпизодов в духе ансамбля солистов; от больших динамических волн-нарастаний до длительно выдерживаемых полифонических наслоений поющих мелодических линий.
Белгородский оркестр на 20-м году своего существования под управлением своего главного дирижёра (Рашит Нигаматуллин руководит оркестром с февраля 2006 г.) с успехом исполнил одну из сложнейших симфонических партитур, шестую по счёту симфонию Г. Малера в своём репертуаре.
И как здесь не вспомнить, что «освоение Малера» белгородским оркестром началось в первый же год его руководства Рашитом Нигаматуллиным — в сезоне 2006–07 гг. оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина исполнил 1-ю часть 9-й симфонии Г. Малера.
Сегодня Белгород по праву может гордиться не только своим оркестром, год за годом выпускающим малеровские премьеры, но и публикой, способной воспринимать вершины мировой симфонической классики.
К ней, к белгородской публике симфонических концертов были обращены слова многоуважаемого маэстро в заключении концерта, где Рашит Нигаматуллин благодарил своих музыкантов за «понимание и терпение», обещая им и в дальнейшем «нелёгкую, но интересную жизнь».
Следовательно, такой же интересной будет жизнь и той части белгородской филармонической публики, которая всегда ждёт дальнейших масштабных симфонических премьер и незабываемых впечатлений.
- Дата публикации
- 28.04.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)