Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Время Рахманинова в Белгороде

26 марта в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся третий концерт абонемента «Рахманинов и его время». В дни, когда весь музыкальный мир отмечает 140-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (20 марта по старому стилю и 1 апреля по новому) — русского композитора, выдающегося пианиста-виртуоза и дирижёра, в камерном зале звучала музыка самого композитора и произведения из репертуара его друзей и коллег Антонины Неждановой, Анатолия Брандукова, Фрица Крейслера, Федора Шаляпина.

В концерте приняли участие солистка филармонии Галина Зольникова, лауреат международных конкурсов Алина Кузнецова, артист симфонического оркестра Олег Хегай, заслуженный артист РФ Сергей Нестеров, народный артист РФ Евгений Григорьев и заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова.

Третий концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии. На сцене — Галина Зольникова

Музыкальный вечер открыла вокальная музыка Рахманинова. Романсы Сергея Васильевича неслучайно по популярности успешно соперничают с его фортепианными и симфоническими произведениями, ведь они, концентрируя в себе разноликие чувства и образы, представляют богатейший пласт наследия композитора.

«Музыка» — известный романс Рахманинова (слова Я. Полонского), посвящённый Петру Ильичу Чайковскому, — открыл концертную программу и одновременно обозначил её название, введя слушателей в особую атмосферу: непринужденную, добрую и искреннюю. Прозвучавший в очаровательном исполнении Галины Зольниковой, романс задал характерный тонус «рахманиновского» звучания, где важное место традиционно принадлежит как голосу, так и фортепиано.

Третий концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии. На сцене — Алина Кузнецова

Партия фортепиано, которая у Рахманинова абсолютно во всех сочинениях представляет особый пласт, особую линию развития, насыщенную виртуозной техникой и сложными исполнительскими приемами, в этот вечер была безукоризненно исполнена заслуженным работником культуры РФ Ириной Соколовой.

Каждый звук, каждая интонация и мелодическая фраза были тонко прочувствованы и вылились в бесподобное единство гармонии и мелодии. Так случилось и в следующих исполненных романсах композитора — «Здесь хорошо» (слова Г. Галиной) и «Весенние воды» (слова Ф. Тютчева). Блаженность, тишина и покой, соседствующие с драматически-накаленными порывами музыкальных фраз, господствующие в этих сочинениях, были потрясающе точно и верно переданы исполнителями: яркий, сочный, насыщенный тембр голоса солистки и устремленные, динамичные и романтически-задумчивые аккомпанирующие реплики фортепиано никого не могли оставить равнодушными.

Третий концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии. На фото: артист симфонического оркестра Олег Хегай

Не оставляла равнодушным современников и музыкальная жизнь Рахманинова. Документально подтверждено, что маэстро после своих концертов всегда получал букет белой сирени от неизвестной ему поклонницы. Этот цветок для композитора был символическим, он таит за собой легенду, по которой известно, что на разных стадиях жизненного пути Сергея Васильевича непременно возникала «ветка сирени». Неслучайно ныне ежегодные рахманиновские вечера в Тамбове открываются фестивалем любимого цветка Рахманинова.

На музыкальном вечере «Сирень» также прозвучала. Эта прозрачная, в импрессионистских тонах, полетная музыка, посвященная прекрасной незнакомке (как позже выяснилось, это была почитательница музыки Рахманинова, педагог Ф. Я. Руссо), была исполнена в авторской транскрипции для фортепиано лауреатом международных конкурсов Алиной Кузнецовой. Легкие, «свежие», «ароматные» пассажи пианистки, обилие репетиционных и плагальных звучаний в музыке навеяли ощущение весеннего бриза, картинности и задумчивой мечтательности.

Третий концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии. На фото: первая скрипка СО Сергей Нестеров

«Молитва» (стихи А. Плещеева), Вокализ и «Отрывок из Мюссе» в исполнении Галины Зольниковой и Ирины Соколовой продолжили программу, представив то бурные, страстные чувства, то раскаяние, грусть и светлую надежду.

В продолжение вечера прозвучала Соната С. Рахманинова для виолончели и фортепиано соль минор op. 19 (в четырех частях: Lento- Allegro moderato, Allegro scherzando, Andante, Allegro mosso). Она была написана Сергеем Васильевичем Рахманиновым летом 1901 года и посвящена Анатолию Брандукову — русскому виолончелисту и педагогу. Этот замечательный музыкант был участником первого авторского концерта Рахманинова, первым исполнителем партии виолончели в элегическом трио «Памяти великого художника», ему посвящены две виолончельные пьесы композитора.

Рахманинов очень любил виолончель, поэтому Соната для виолончели и фортепиано была особо памятной как для самого композитора, так и для виолончелиста, ведь она написана с учетом лучших сторон таланта исполнителя.

Третий концерт абонемента «Рахманинов и его время» в Белгородской филармонии. На сцене — народный артист РФ Евгений Григорьев

Густой, сочный, проникновенный звук виолончели Олега Хегая в сочетании с хрустальными, блестящими фортепианными пассажами Ирины Соколовой не заставили скучать, пожалуй, даже самого требовательного слушателя (не смотря на то, что по времени соната звучит достаточно продолжительно — более получаса!). Исполнителям одинаково хорошо удалось изобразить как кантиленные эпизоды (которые в этом сочинении явно преобладают), так и скерцозно-оживлённые проведения и разделы частей.

Сергей Васильевич Рахманинов при жизни очень много гастролировал, вёл насыщенную концертную деятельностью вплоть до конца своих дней. Одним из самых известных его партнёров по ансамблю был Фриц Крейслер, крупнейший австрийский скрипач и композитор, оставивший глубокий след в истории скрипичного искусства, именуемой «эпохой Крейслера».

В исполнении заслуженного артиста РФ Сергея Нестерова (партия фортепиано — заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова) прозвучала целая серия с блеском исполненных концертных пьес, исполняемых некогда легендарным скрипачом в ансамбле с легендарным пианистом: транскрипция «Гопака» М. Мусоргского, написанная С. Рахманиновым специально для Ф. Крейслера, два знаменитых вальса в транскрипции Крейслера — «Муки любви» и «Прекрасный розмарин», а также два «бисовых» номера — «Маленький венский марш» и «Синкопы» Ф. Крейслера.

Горячий прием публикой всех музыкальных пьес в камерном ансамбле «Нестеров-Соколова» был вполне оправдан, ведь шарм, энергия и харизма, царившие в исполнении солиста, и мастерское владение инструментом и ансамблевыми секретами концертмейстера невольно рождали образ концертных выступлений, совместной игры самих Крейслера и Рахманинова.

Вечер был обрамлен звучанием вокальной музыки в исполнении народного артиста РФ Евгения Григорьева (концертмейстер —заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова). Звучала музыка, которую Рахманинов слушал в исполнении великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, одного из самых близких друзей и коллег композитора — русская народная песня «Ноченька», один из самых популярных романсов из цикла «Персидские песни» Антона Рубинштейна «Клубится волною» и один из самых известных эпизодов оперы С. Рахманинова «Алеко» — Каватина Алеко.

Потрясающий артистизм, оперное пение и живость исполнения солиста (конечно же, в сочетании с безупречной фортепианной игрой Ирины Викторовны) явились последним штрихом, полностью покорившим аудиторию!

Дата публикации
27.03.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме