Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Ирина Соколова: Полвека с роялем

15 марта в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся заключительный концерт абонемента «Роман с роялем». Заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова на юбилейном вечере, приуроченном к 50-летию творческой деятельности, представила программу «Полвека с роялем», в которую вошли сочинения Баха, Мендельсона, Листа, Рахманинова.

Публика Белогорья хорошо знакома с Ириной Соколовой — удивительной женщиной, которая за полвека общения с инструментом королей проявила себя и как прекрасная пианистка, исполняющая серьёзные сольные программы, и как чуткий концертмейстер, способный улавливать мельчайшие порывы агогики своего партнёра по ансамблю, и как талантливый педагог, умеющий заинтересовать и воспитать профессиональные качества у ученика или студента. Кроме того, это человек огромной воли и терпения, образец преданности музыке, любви к искусству, красоте, Родине.

Ирина Соколова — первый среди профессиональных музыкантов Белгородской области обладатель премии «Молодость Белгородчины» (1996) и первый из белгородцев обладатель гранта фонда «Русское исполнительское искусство». В начале 2017 года Ирина Соколова была удостоена архиерейской грамоты Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна «В благословение за усердные труды во славу Белгородской митрополии».

Ирина Соколова объездила с лекциями-концертами музыкальные площадки всей области, представляя творчество Шопена, Чайковского, а также самые разные просветительские программы из истории фортепианного искусства. Абонемент, посвящённый Рахманинову, открытый в Белгородской филармонии по её инициативе, несколько сезонов украшал палитру концертов.

В юбилейный вечер в честь Ирины Соколовой звучали поздравления, стихи, слова благодарности от поклонников и коллег, среди которых художественный руководитель филармонии, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников, «любимая певица» юбиляра, заслуженная артистка РФ Нина Стрижова, заместитель директора по культурно-образовательной деятельности Белгородского государственного художественного музея Елена Абрамова.

Ирине Соколовой была вручена Почётная грамота за плодотворное сотрудничество в совместном с белгородским музеем проекте «В содружестве муз», в котором объединились живопись и музыка.

Одни из самых ярких музыкальных впечатлений пианистки рождались, по словам исполнительницы, в результате её взаимодействия с молодёжью и детьми. Слушатели абонемента помнят совместные выступления Ирины Соколовой с юными музыкантами. На предыдущей январской музыкальной встрече, к примеру, это был хор воспитанников воскресной школы Смоленского собора Белгорода под руководством Светланы Клименко.

Мартовский концерт не стал исключением: юная Александра Старкова, ученица ДМШ № 1 (класс преподавателя Юрия Мишина) исполнила собственное сочинение «С Днём 8 Марта» — музыкальный подарок, приуроченный к недавно прошедшему международному женскому празднику, явился преамбулой вечера.

Своё сольное выступление в концерте «Полвека с роялем» Ирина Соколова открыла романтической музыкой. Гондольера и Тарантелла из цикла «Годы странствий» Ференца Листа не так часто в наши дни звучат со сцены, хотя являются одними из самых популярных пьес этого цикла.

Убаюкивающие листовские гармонии, светлый и солнечный соль-мажорный колорит, журчащие трели, аккордовые блики на прозрачном фоне в первой пьесе соседствовали со скерцозными и мощно звучащими гроздями торжественных аккордов, витиеватыми фактурными рисунками, благородством звука, терпеливыми репетициями второй пьесы.

В программах своего авторского абонемента Ирина Соколова традиционно представляет сочинения композиторов разных эпох, поочерёдно открывая публике достаточно редко исполняемые пианистами произведения. Так, в прошлых концертах это была музыка Муцио Клементи и Георга Генделя. Сегодня — сочинение Феликса Мендельсона.

Как вспоминает солистка, ми-мажорное «Рондо-каприччиозо» она когда-то играла в 5-м классе десятилетки. В очередном его исполнении она смогла заново открыть для себя и публики этот шедевр немецкого композитора: слушателей приветствовал очаровательный ми мажор, выразительная мелодия, свободное дыхание сопровождения, легкость пассажей.

Партита № 2 до минор И. С. Баха — одно из известнейших сочинений великого немца. В шести частях барочного произведения запечатлен целый мир. Синфония и аллеманда, куранта и сарабанда, рондо и каприччио звучали так чувственно, как пишет картины самый тонкий художник. Главенствовали размеренная смена гармоний, выигранность нот, внутреннее спокойствие и внешняя оживлённость.

По мнению пианистки, у Баха и Рахманинова есть много общего. Это не только бесконечно льющаяся мелодия, гармоническая полнота в общем музыкальном развитии, но и человеческие качества самих композиторов — преданность Отчизне, любовь к родному дому. Они присущи и самой исполнительнице.

Программу завершил цикл из Шести музыкальных моментов Сергея Рахманинова. Музыкальные краски в сочетании с цветовой подсветкой зала рождали яркие образы — свежести и обновления природы, моря, шума листьев, разгула стихии.

Казалось, в этот вечер управляет королевским инструментом сама Королева…

Дата публикации
16.03.2017 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме