Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Рахманиновский абонемент Белгородской филармонии
29 января в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся первый — и аншлаговый — концерт нового абонемента «Рахманинов и его время». Этот тематический разножанровый абонемент инициирован пианисткой, заслуженным работником культуры РФ Ириной Соколовой и приурочен к рахманиновским датам 2013 года — 140-летию со дня рождения и 70-летию кончины великого русского музыканта.
Первый концерт нового абонементного цикла исполнители назвали «Мелодия», обозначив тем самым мелодизм как главное качество стиля Рахманинова, в равной степени характерное как для его камерно-вокальных жанров (1-е отделение — романсы), так и для его камерно-инструментальной музыки (2-е отделение — «Элегическое трио» ре-минор).
Так же, как тесно переплетались жизненные пути знаменитого П. И. Чайковского и молодого С. В. Рахманинова в 1892–93 гг., столь же естественно переплелись их имена в программе концерта.
Своего рода эпиграфом стала открывшая музыкальный вечер «Мелодия» ор.43 № 3 П. И. Чайковского для скрипки и фортепиано в исполнении Светланы Сергеевой и Ирины Соколовой. Эта знаменитая пьеса, залитая солнечным светом умиротворённия и душевного покоя, является заключительной частью цикла-триптиха под общим названием «Воспоминание дорогого места» (1878 г.).
«Дорогое место» — живописное поместье Надежды Филаретовны фон Мекк на Украине (теперь городок Браилов Винницкой области), где Чайковский по приглашению хозяйки и в её отсутствие впервые провёл несколько недель в начале лета 1787 года.
В прозвучавших затем романсах С. Рахманинова в исполнении заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой можно было заметить, что певице наиболее удались романсы, воплощающие открытые сильные эмоции (как например, любовный порыв в «Я жду тебя») и, в меньшей степени, настроения светлые, созерцательно-лирические («Утро», «Дитя, как цветок ты прекрасна»). Особенно хорошо это было видно в её исполнении двух романсов — Чайковского и Рахманинова — на одно и то же стихотворение А. Апухтина («Не верь, мой друг»). Слушатели явно отдали предпочтение страстному любовному уверению (Рахманинов) перед печальными элегическими раздумьями (Чайковский).
Галина Зольникова в трёх очень разных романсах Чайковского на стихи Апухтина («Забыть так скоро», «Ночи безумные» и «День ли царит») предстала на той высоте мастерства, когда голосу подвластны все многообразные тончайшие ресурсы камерно-вокального исполнительства; когда произносимое слово в музыкальной интонации безукоризненно доносит рельефы смысла; когда ансамбль голоса с фортепиано безупречен, позволяя слышать каждого исполнителя в отдельности и, одновременно, обоих вместе.
Во втором отделении концертмейстер Ирина Соколова с лёгкостью перевоплотилась в ансамблиста. В исполнении ансамбля в составе: Ирина Соколова (фортепиано), Ирина Александрова (виолончель) и Наталья Борисова (скрипка) звучало знаменитое «Элегическое трио. Памяти великого художника» № 2 ор.9 С. Рахманинова.
Масштабная трёхчастная композиция была написана 20-летним Рахманиновым в ноябре–декабре 1893 г. под впечатлением внезапной смерти Чайковского. В музыке, которую Рахманинов писал, по его словам — «мучительно болея душой», с огромной силой запечатлено посильное только музыке чувство безграничной скорби.
Этот единственный в своём роде музыкальный памятник Чайковскому продолжает
традицию эпитафных трио; традицию, которую заложил Чайковский в своём Трио
ля-минор для фортепиано, скрипки и виолончели ор.50 «Памяти великого артиста»
(на смерть Николая Рубинштейна). Сознательно используя образную схему Трио Чайковского,
Рахманинов её продолжил, развил и обогатил.
Трио Рахманинова — редкий по силе трагической экспрессии синтез романтических
традиций музыки Чайковского, древнерусского церковного пения и бытовой
(цыганской) музыки. В главных темах первой части узнаются интонации
рахманиновского романса «О нет, молю, не уходи» и цитата знаменного похоронного
напева ХVI века «Век
твой кончается и конец приближается» (автор напева — царь Фёдор Иоаннович). Эти
же мелодии возникают и в финале Трио как соединение скорби земной и небесной.
Сочетание песенной широты и свободы мелодического дыхания с неповторимой рахманиновской ритмической энергией и эмоциональной полнотой высказывания направляли белгородский ансамбль солистов к захватывающей, технически совершенной и исчерпывающе страстной передаче этого удивительно зрелого камерно-инструментального шедевра 20-летнего Рахманинова.
Восторженный слушательский приём заставил музыкантов закончить своё выступление «бисом», ещё одной «мелодией» — переложением для трио знаменитой фортепианной «Элегии» ми-бемоль минор ор.3 № 1.
- Дата публикации
- 31.01.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото автора)