Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Слушая Рахманинова
28 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся последний в этом сезоне концерт абонемента «Рахманинов и его время». Прозвучали 4-й фортепианный концерт и вокально-симфоническая поэма «Колокола».
В концертной программе приняли участие симфонический оркестр БГФ — главный дирижёр заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин; камерный хор БГФ (главный дирижёр — Елена Алексеева); хор «Академия» (главный дирижёр — заслуженная артистка РФ Ольга Николаенко). Солисты — лауреаты международных конкурсов Людмила Солод (сопрано), Алексей Иванов (тенор), Игорь Горностаев (баритон); заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова (фортепиано).
Заключительный концерт рахманиновского абонемента 2013/2014 гг. нельзя не поставить в ряд особо значительных событий академической музыкальной жизни текущего филармонического сезона в Белгороде.
Событий, которые подобно магниту притягивают в зал филармонии всё увеличивающуюся аудиторию ценителей проверенной временем музыкальной классики. Такой, как состоявшиеся премьеры «Реквиема» Верди (в октябре) и 4-й симфонии Прокофьева (в феврале); как ожидаемые премьеры 9-й симфонии Малера (в апреле) и «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса (в мае).
Напомним, что рахманиновский абонемент в Белгородской филармонии был создан в прошлом сезоне по инициативе пианистки Ирины Соколовой в связи с юбилейными датами великого русского композитора, а в текущем сезоне успешно продолжился и расширился.
Как точно отметила ведущая концерта заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, все жанры наследия С. В. Рахманинова получили «постоянную прописку» на сцене белгородской филармонии, а март — месяц, когда родился и ушёл из жизни великий русский музыкант — становится временем, когда его музыка звучит в Белгороде особенно часто.
К одной из этих рахманиновских дат — 28 марта — было приурочено премьерное исполнение крупных, философски-значительных и самых исполнительски масштабных произведений Рахманинова. Причём, следует заметить, что приезд в Белгород воронежских музыкантов, прежде всего — хора «Академия», в очередной раз (второй в этом сезоне) позволяет белгородцам соприкоснуться с достойным воплощением вокально-симфонических шедевров 19–20 вв.
Если в рахманиновском абонементе прошлого года Ирина Соколова снискала горячие аплодисменты исполнением «Рапсодии на тему Паганини» (едва ли не самого любимого публикой сочинения Рахманинова), то сейчас она исполнила 4-й концерт соль-минор соч.40 — одно из шести произведений, написанных Рахманиновым в эмиграции; сочинение с очень сложной историей создания и не менее трудной исполнительской судьбой.
Этот концерт называют «гениальнейшим, но редко играемым», «загадочным и
притягательным». Концерт был начат композитором в 1913 г. и окончательно
завершён в 1940-м, незадолго до его смерти. Концерт, в котором, как считают исследователи,
отразилось «всё, что пережил Рахманинов и его страна в период между двумя
мировыми войнами».
4-й концерт достаточно сложен для понимания и очень отличается от любимых
исполнителями и публикой трёх предыдущих концертов. В отличие от гармоничности
их мироощущения, мелодической щедрости и естественной логики самовыражения, 4-й
концерт пронизан беспокойством, импульсивностью, частой внезапной сменой
настроений.
Главную мысль последнего фортепианного концерта Рахманинова исследователи определяют как бесплодные попытки обрести внутренние опоры в бурлящем внешнем потоке жизни — мысль, близкую сочинениям многих композиторов второй половины 20 века.
Весьма сложный в ансамблевом плане финал не оставляет никаких оптимистических
иллюзий и, может быть, именно в этом причина, отчего 4-й концерт Рахманинова
лишь в последние десятилетия начинает входить в концертную практику.
Вокально-симфоническая поэма «Колокола» соч.35 (1913 г.) на стихи Э. По в
переводе К. Бальмонта для солистов (тенор, сопрано, баритон), хора и
оркестра — одно из последних сочинений, начатых и законченных в России, и самый
знаменитый «колокольный» опус Рахманинова.
4 части поэмы изображают жизнь человека от светлой, полной радостных надежд юности (1–2 части) до трагических жизненных катаклизмов и смерти (3–4 части). Напряжённо-экспрессивный, беспокойный, и в то же время картинно-изобразительный характер музыки (зимний бег саней в 1-й части, картины пожара в 3-й, похоронная процессия в 4-й) обусловлены, как писал Асафьев «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова... с интуитивным постижением им глубинных тревог в недрах русского общества». Добавим — накануне первой мировой войны и последовавших за ней событий в России.
При всём огромном исполнительском составе «Колоколов» ведущая роль здесь
принадлежит оркестру (тройной состав с фортепиано, челестой и расширенной
группой ударных), который обеспечивает цельность и единство замысла. Звучание
хора и солирующих голосов включаются в это непрерывное развитие, дополняя и
комментируя его строками стихотворения.
Досадным моментом очень в целом достойного исполнения было местами не вполне
ясное понимание текста, чего вполне можно было бы избежать, если бы слушатели
имели возможность следить за русским текстом стихотворения Бальмонта в руках —
ведь произведения такого масштаба исполняются в Белгороде не часто.
Хочется надеяться, что такие «мелочи» в дальнейшем не будут портить впечатления от большой серьёзной работы.
- Дата публикации
- 29.03.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Топ новости
Новости по теме
-
В Белгороде прошли VI Рождественские хоровые ассамблеи
12 января 2019 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии при аншлаге состоялся концерт ...14.01.19 -
Vivat, фестиваль! Пятые «Рождественские хоровые ассамблеи» прошли в Белгороде
13 января в Большом зале Белгородской государственной филармонии ...14.01.18 -
Проект «Воззвала душа» обретает новых слушателей
12 октября благотворительными выступлениями в Краснояружском районе на Белгородчине завершится цикл ...11.10.17 -
«Воззвала душа»: Музыка, которую должен услышать каждый
Первые концерты нового социально значимого проекта ...17.06.17 -
В Белгороде состоялся IV фестиваль «Рождественские хоровые ассамблеи»
14 января 2017 года в Большом зале Белгородской государственной ...15.01.17 -
Первые «Рождественские хоровые ассамблеи» прошли в Белгороде
14 января на сцене Большого зала Белгородской государственной ...15.01.14 -
В Белгороде впервые прозвучал «Реквием» Верди
18 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялась белгородская премьера ...20.10.13 -
Время Рахманинова в Белгороде
26 марта в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся третий концерт абонемента ...27.03.13 -
2-й концерт рахманиновского абонемента прошёл в Белгородской филармонии
27 февраля в Большом зале Белгородской государственной ...28.02.13 -
Рахманиновский абонемент Белгородской филармонии
29 января в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся первый — и аншлаговый — ...31.01.13 -
Артисты Белгородской филармонии исполняют музыку барокко
После памятного концерта камерного оркестра Белгородской ...22.02.12