Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Концерт-сюита в большом зале Филармонии

Вчера в Большом зале Белгородской государственной филармонии с большим успехом состоялся первый концерт абонемента № 4 «Камерные вечера». В программе «Французская сюита» прозвучали камерные вокальные, инструментальные и хоровые сочинения Дебюсси, Пуленка, Форе, Сен-Санса и Франка.

Название «Французская сюита» концерту, как справедливо заметила ведущая, заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко, было дано далеко не случайно. Как и в любой сюите (что с французского — «ряд», «последовательность»), так и в концерте чередовались в захватывающем калейдоскопе разнохарактерные, по-разному яркие номера, объединенные по всем правилам общей тональностью французской музыки конца XIX – начала XX вв.

Стоит отметить, что тематический вечер, посвящённый тонкому миру французской музыки, проводится в Белгородской филармонии уже во второй раз. В декабре 2011 г. концерт «Отражения», где звучали сочинения Равеля, Дебюсси и Пуленка, собрал большое количество любителей камерной французской музыки. И успех того вечера несомненно стал залогом большого внимания слушателей к новой концертной программе.

Заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова

Интерес к камерной французской музыке рубежа XIXXX вв. (она, несомненно, является более чем просто благодатной почвой для любого исполнителя) — один из творческих интересов вдохновителя и главного участника концерта пианистки, заслуженного работника культуры РФ Ирины Соколовой. В этот вечер не только французская музыка, но и она сама играла роль «главной тональности», выступив в ансамбле со всеми участниками концерта.

Музыкальный вечер был открыт музыкальной акварелью — «Маленькой сюитой» в четырех частях одного из корифеев французской музыки, юбиляра 2012 года Клода Дебюсси (в августе музыкальный мир отмечал 150-летие со дня рождения композитора). Тончайшая музыкальная живопись во всех своих нюансах предстала в исполнении фортепианного дуэта Ирины Соколовой и лауреата международных конкурсов Алины Кузнецовой.

Светлана Сергеева и Ирина Соколова

Каждый из участников концерта украсил его своим неповторимым колоритом, выступив украшением всех частей концерта-сюиты. Яркая, харизматичная Алина Кузнецова вносила в интерпретацию тонкой музыки Дебюсси свои черты — остроту, терпкость, что в соединении с лиричным настроением Ирины Соколовой давало то зыбкое, мимолетное, что характерно для живописи импрессионистов.

Необыкновенную легкость, подвижность, грациозность внёс в концерт лауреат международных конкурсов Дмитрий Филатов (флейта). Фантазия для флейты и фортепиано Габриэля Форе в первом отделении концерта и блестящий «Вальс» Бенжамена Годара во втором стали настоящими жемчужинами программы.

Лауреат международных конкурсов Дмитрий Филатов

Ноты раздумья и аристократической сдержанности внесла в концерт Светлана Сергеева (скрипка). Эмоционально-сдержанная манера молодой артистки открыла новые грани французской музыки, обнажив её внутреннюю, богатую сущность как музыки глубокой и подчас философской. Такими предстали перед слушателями две части сонаты Сезара Франка и знаменитый романс «Пробуждение» Габриэля Форе, прозвучавший в великолепном переложении для скрипки и фортепиано знаменитого скрипача Миши Эльмана.

Вся непредсказуемость, театральность французской музыки сконцентрировалась в Двух интерлюдиях для флейты, скрипки и фортепиано Жака Ибера, которые прозвучали в исполнении артистки Симфонического оркестра Анжелы Осиповой (флейта), Светланы Сергеевой и Ирины Соколовой.

Заслуженная артистка РФ Нина Стрижова

Яркими кульминациями в музыкальном вечере стало выступление Камерного хора филармонии под управлением Елены Алексеевой. Рафинированные и элегантные два хора Франсиса Пуленка на слова Поля Элюара («Страшна мне ночь» и «Грусть») в исполнении коллектива а’capella стали настоящими откровениями. Хор был невероятно гибок, не только следуя за каждым нюансом и настроением сложнейшей хоровой партитуры Пуленка, но и ведя за собой каждого без исключения слушателя. Ярким контрастом прозвучала страстная «Gloria» из одноименной кантаты Пуленка. Её полнозвучное, всеобъемлющее звучание было финальным аккордом первого отделения концерта.

Настоящим праздником для зрителей было выступление заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой, которая блестяще сыграла роль столь ожидаемого и любимого всеми десерта (к слову, и выглядела артистка в этот вечер более чем просто царственно-прекрасно!). В её исполнении прозвучали настоящие шедевры французской оперной музыки: вторая и третья арии Далилы из оперы «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса и знаменитая Хабанера из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

Камерный хор. Главный дирижер — Елена Алексеева

Нина Стрижова была бесподобна в каждом произведении, и каждый раз по-новому: благородна, полна энергии и решимости во второй арии Далилы — в ней героиня ненавидит Самсона как врага своего народа и молит бога любви помочь ей лишить его силы, трепетна в третьей — арии обольщения… И, наконец, смела и восхитительна в Хабанере Кармен, где компанию ей составил Камерный хор, разыграв настоящую оперную сцену. Стоит ли говорить, что исполнение Хабанеры в зале вызвало настоящую овацию!

Музыкальный вечер замкнулся соответственно своему акварельному началу звучанием проникновенного «Panis angelicus» («Ангельский хлеб») Сезара Франка в исполнении Нины Стрижовой и Камерного хора.

Вечер французской музыки оставил самые приятные воспоминания и, несомненно, его продолжение будет более чем ожидаемо. Но, Chaque chose en son temps — всему свое время.

Дата публикации
17.10.2012 г.
Автор

Новости по теме