Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Проснулись на «Рассвете»

На минувших выходных в Белгороде прошёл международный фестиваль современного театрального искусства «Рассвет». Первая попытка собрать вместе белгородское любительское театральное творчество закончилась бурными овациями, восторженными комментариями и заметками на будущее.

О тех, кто придумал и организовал фестиваль, СМИ Белгорода регулярно рассказывали последние полтора месяца. Исправно цитировали Виталия Слободчука — худрука БГАДТ им. М. С. Щепкина и депутата областной Думы — который стал одним из основателей фестиваля. Много рассказывали о том, как важен «Рассвет» для его участников, зрителей и вообще для культурной жизни Белгородчины. Не говорили только о театрах-участниках.

Открытие фестиваля «Рассвет»

Если говорить правильно, 23 и 24 марта проходил не весь «Рассвет», а только его первый этап, в котором могли участвовать частные, любительские театральные студии. В Белгороде таких нашлось четыре, а к ним присоединились ещё по одному театру из Харькова и Москвы. Таким образом, за два фестивальных дня зрители увидели творчество шести коллективов: восемь абсолютно разных по жанру и подходу спектаклей и номеров.

Харьковчане нахимичили

В день открытия фестиваля на сцену поднялось харьковское творческое объединение VER’O с театральным проектом «Три плюс одна. Алхимия театра». Режиссёр постановки Алексей Райт говорит, что проект готовился год, но в Харькове с ним дела не складывались. В Белгороде же премьера прошла великолепно. Если алхимия стремилась к тому, чтобы из разных сочетаний веществ получить золото, Райту в «...Алхимии театра» удалось совместить джаз, комическую пантомиму, поэзию, цирк и собственно театр так, чтобы получилась постановка, которая никого не оставила равнодушным.

детективный сюжет в «Три плюс одна...» (VERO)

Самый простой слой «...Алхимии» — зарисовка-пантомима о погоне злодеев и детективов за маленьким чёрным чемоданчиком, который по случайности оказывается в руках обычного уборщика. Актёры блестяще взаимодействуют на сцене, сами создают звуковые эффекты, через точные движения говорят с залом практически без слов. Райт мог ограничиться только этой историей и понравиться всем зрителям. Но он разбивает незамысловатый комический сюжет пронзительными лирическими стихами, обращёнными к женщине и судьбе, и живым джазом.

Джазовая харьковчанка Kassiopeia (VERO) 

Кто-то в зале не хочет разбираться, что здесь к чему, и уходит. Кто-то остаётся до конца, до момента, когда из похищенного чемоданчика появляется красивый номер воздушной гимнастки. Только тут и можно догадаться (или так и не понять), что смешная погоня велась за сердце или душу той девушки, к которой обращались стихи, и которая пела те дивные песни. А может, тут было замешано что-то другое?.. Придётся вам ехать в Харьков, смотреть постановку и самим разбираться, почему те, кто посмотрел весь спектакль, аплодировали стоя.

Чехов — наше всё

Сразу два театра заявили для фестиваля чеховские произведения. Более того, оба хотели показать «Медведя». Но в итоге труппы как-то решили этот вопрос — и зрителям достались сразу три постановки по произведениям Антона Павловича.

«Медведь» (театр «Спичка»)

Режиссёр молодёжного театра «Спичка» Оксана Ломакина поставила ту самую комедию в одном действии. Как обычно, действие происходило на такой площадке, чтобы зрители находились как можно ближе к актёрам и как будто участвовали в происходящем. Избавившись практически от всех декораций, «Спичке» удалось сделать акцент именно на поведении персонажей в ситуации, когда мимолётное знакомство, начавшееся скандалом, заканчивается любовью. Весь спектакль публика постоянно улыбалась то чеховскому тексту, то мастерству исполнителей.

«Предложение» (театр «Образ»)

Ещё два чеховских произведения, срежиссированных Ириной Черняевой, исполнила студия «Образ». Это тот случай, когда тому, кто выбирает классику, удаётся выгодно выделиться. Привычная для зрителей сцена, аутентичный реквизит и костюмы, традиционная форма постановки — всё это напомнило зрителям о том, что любительский спектакль может быть похож на то, что идёт на сцене академического театра. Трое артистов сначала представили шутку «Предложение», а потом буквально за пять минут смогли перестроиться на драму «Ведьма». Перемена оказалась настолько разительной, что и в этот раз публика аплодировала стоя.

Один в поле воин

Где любительский театр — там обязательно будет моноспектакль. Эта форма удобна для любого коллектива, ограниченного и в выборе людей, и в размерах площадки. На «Рассвете» публике достались два моноспектакля: «А. Д.» от «Новой сцены-2» и «Наташина мечта» от театра «НИКИНДОМ». Оба спектакля — о женских судьбах, оба сыграны в маленьких пространствах, оба поставлены по современным пьесам.

«А. Д.» (театр «Новая сцена-2»)

«А. Д.» — постановка по пьесе драматурга Зиновия Сагалова «Три жизни Айседоры Дункан», разбавленная музыкой Mujuice и сопровождённая активной работой со светом. Оригинальные ходы, придуманные режиссёром Оксаной Погребняк, вызвали у зрителей противоречивые мнения: с одной стороны — «Разве Айседора могла танцевать под современную музыку?», с другой — «Это же молодёжный театр, тут всё оправдано»; с одной — «Актриса ещё молодая, не смогла прочувствовать трагедию женщины», с другой — «Самоотверженная работа Елены Романовой в этом спектакле заслуживает отдельных аплодисментов».

«Наташина мечта» (театр «НИКИНДОМ»)

Совершенно по-другому выглядит здесь «Наташина мечта» театра «НИКИНДОМ». Постановка создана с использованием одного стула, рабочей куртки и одного (зато большого) актёрского мастерства. Получился не моноспектакль, а, скорее, эстрадный монолог — постановка, в которой не видно руки режиссёра, и которая создана как будто самой актрисой. Наталье Непомнящей, исполняющей главную и единственную роль, удаётся от первого лица рассказать историю детдомовки, наделавшей ошибок из-за страданий первой любви. Пьесу молодого драматурга Ярославы Пулинович ставят часто и с удовольствием (та же «НС-2» представляла спектакль в прошлом театральном сезоне), и работа театра «НИКИНДОМ» выглядит на фоне остальных не хуже.

Не совсем театр

Мы привыкли видеть клоунов в цирке, однако, кто сказал, что клоунада — это не пласт театрального искусства? Театр «Две ОБЕзьяны», выступая на фестивале «Рассвет», напомнил зрителям, что клоун — это, прежде всего, актёр, просто играющий по другим правилам.

интерактивные «Две ОБЕзьяны»

Работой со зрителем уже никого не удивишь. На фестивале практически все спектакли были построены так, чтобы артисты могли в нужны момент обратиться к конкретному зрителю, взять его за руку, а то и впустить его в пространство игры. Но только «Две ОБЕзьяны» обставили этот интерактив так, что взрослые люди вспомнили, как в детстве клоуны вытаскивали их на арену цирка, чтобы покрутить скакалку, поучаствовать в шуточном соревновании или выступить в роли ассистента номера.

Нельзя сказать, что клоуны понравились всем: в аудитории находились те, кто прятал глаза, чтобы артист не вызвал с собой, те, кто, отворачиваясь к соседу, говорил: «Ну что за бред?». Но большая часть публики позволила себе расслабиться, отключить логику, включить фантазию и попыталась понять, о чём был красочный пантомимный номер «Галилей» и для чего сделана постановка «Перед премьерой», замешанная на текстах. Ответ стал ясен сразу: чтобы люди просто улыбались — то ли ярким нарядам клоунов, то ли их актёрскому мастерству, то ли сюжету, то ли сумбурности происходящего на сцене. Просто улыбались.

Театр VERO выходит на поклон

В фестивале нет победителей или проигравших. Есть зрители, которые после фестивального дня уходят домой с разными эмоциями. Судя по отзывам в Интернете, после первого «Рассвета» эти эмоции в большинстве своём положительные. Восторг от увиденного позволил даже закрыть глаза на маленькие недоработки.

Организаторы не останавливаются. Уже готовится второй этап фестиваля: по всей области пройдут отборочные туры, в которых самодеятельные театральные коллективы смогут показать своё творчество жюри. А судьи выберут труппу, которая выступит осенью на профессиональном театральном фестивале «Актёры России — Михаилу Щепкину». В отбор войдут и театры, которые уже представили свои способности на сцене ЦМИ.

И не исключено, что «Рассвет» для какого-то коллектива станет рассветом в прямом смысле слова. Сейчас же фестиваль стал символом общего пробуждения для всех белгородских театров, которым пора умыться, сделать зарядку и начать новый активный день.

Дата публикации
26.03.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме