Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Гастроли ЦАТРА в Белгороде: «Волки» и старая хулиганка

Недельные гастроли Центрального Академического Театра Российской Армии в Белгороде наглядно продемонстрировали и высокий потенциал коллектива, и зависимость творческого результата от того, в чьих руках находится постановка.

Спектакль «Волки и овцы» главрежа театра, народного артиста России Б. Морозова, славящегося «традиционализмом» в лучшем смысле этого слова, показал тонкий подход постановщика к актеру, умение согласно с жанром комедии ритмически выстроить действие.

Спектакль вопреки шаблонам («ружье должно выстрелить в конце») начинается с высокой точки, резкого оружейного залпа, разрушающего зеленую лесную идиллию (сценография народного художника СССР И. Сумбаташвили), наполненную щебетом птиц и карканьем одной какой-то особенно назойливой галки.

Этим глупый подвигом незадачливый охотник Аполлон Мурзавецкий создает своеобразный пролог к интриге пьесы, в которой хитро задуманные козни одних персонажей против других произведут успеха не более чем охота Мурзавецкого.

Зато другие, таящиеся до времени в тени, триумфально выйдут на сцену. «Волки» почувствуют, что значит оказаться в овечьей шкуре, а смирные с виду «овечки» неожиданно покажут клыки.

Блестящие актерские работы в этом спектакле у народной артистки А. Покровской (бесстыжая интриганка Мурзавецкая, путем подлогов и шантажа стремящаяся завладеть имением наивной вдовы Купавиной), Т. Морозовой (в роли притворщицы Глафиры, старающейся поймать богатого жениха, она бесподобна — феерия выдумки, дерзости, темперамента!), заслуженного артиста В. Абрамова (старый холостяк Лыняев в его исполнении и хитер, и наивен одновременно), у Н. Лазарева (Аполлон). Впрочем, даже самые маленькие роли с любовью и заботливо выстроены актерами.

Совсем иное впечатление от спектакля «Школа любви» А. Житинкина. Приглашенный режиссер, известный в столице шокирующими постановкам, ставил «Школу» для бенефиса народной артистки СССР Л. Касаткиной, и на сцене он идет уже три года.

Сцена из спектакля

Постановка имеет вид совершенно «сырой»: актеры все время спотыкаются на тексте, диалоги звучат вяло и безжизненно. Мизансцены не выстроены, персонажи статуарны.

Да еще по невнятной задумке режиссера сцены каждые пять(!) минут сменяются, и в синих сумерках зритель принужден наблюдать за рабочими сцены, туда-сюда таскающими весьма скромный реквизит, который лучше всего было бы оставить в покое: два пуфика (с пальмами? фикусами?) да сервировочный столик.

Роль эксцентричной старушки-хулиганки Мод тем не менее словно написана для Касаткиной — кураж, женское очарование, неподвластно возрасту, любовь к жизни и всему живому.

Сюжет тоже очень занятный: странный юноша Гарольд (А. Руденко), развлекающийся тем, что треплет нервы мамаше, инсценируя самоубийства, неожиданно влюбляется в 80-летнюю Мод. Сначала она удивляет его своими эпатажными выходкаами, затем втягивает в них...

Незаметно оказывается, что изменилось даже мировоззрение юного эгоиста, которому Мод преподает любовь — любовь к жизни. А между тем за ее плечами — горечь утрат, смерть близких, концлагерь.

Тем не менее спектакль от провала спасает только любовь зрителей к Касаткиной, ее удивительная харизма.

Музыкальная комедия «Приглашение в замок» по пьесе Ж. Ануя поставлена режиссером А. Бурдонским. С первого взгляда кажется, что нам расскажут историю заурядной Золушки, нелегально проникшей на светский бал, где она встретит своего принца.

Сцена из спектакля

Однако Золушка (певица Изабелла из «Гранд-опера») куплена племянником хозяйки замка Орасом, циничным плейбоем, задумавшим досадить любовнице и разрушить предстоящий ей брак с собственным братом-близнецом.

А заодно потешить гостей разоблачением загадочной красавицы, звезды вечера... Однако план не удается провести как по нотам: оскорбленная Золушка бунтует против абсолютной власти денег и отвергает предложенные ей купюры.

Да и, кажется, она не на шутку влюбилась. Только в кого — бонвивана Ораса или в его застенчивого брата-романтика?

Задуманная Орасом «театральная постановка» в клочья рвет приевшуюся героям реальность, устанавливая свои правила. В спектакле нашла воплощение характерная для драматурга концепция жизни как игры, а игры как подлинной жизни.

Зрители с восторгом принимают народного артиста СССР В. Зельдина в роли миллионера Мессершмана, поющего и танцующего, несмотря на свои 94 года, «Хава Нагилу»; колоритный дуэт народных артисток России А. Покровской (смешная старая дева-компаньонка Капюла) и О. Богдановой (мамочка Изабеллы).

Чуть меньше аплодисментов выпало на долю И. Марченко, виртуозно и почти мгновенно перевоплощающегося из Ораса в Фредерика и обратно, — задача сложная, а и может быть не до конца убедительно выполненная... Спектакль был несколько затянут и нудноват, да и главных персонажей явно «переигрывали» более яркие второстепенные.

Труппу Театра Армии специалисты называют одной из лучших в стране, и белгородцы уже не раз могли убедиться в справедливости этого утверждения. Он не боится быть разным, искать новое в сотрудничестве с другими режиссерами. И то, что на этом пути не всегда ждут удачи, наверное, неизбежно.

Дата публикации
25.10.2008 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме