Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Ино-театр в Белгороде: «Спич’ка» открывает сезон

30 сентября запах осенней листвы привел нас в диско-зал ДК БГТУ им. Шухова. Центр зала был усыпан красивыми желтыми листьями, и после промозглой погоды, царившей на улице, это сценическое пространство сразу вовлекло в атмосферу другой осени, осени романтической и печальной. Так, незаметно и ненавязчиво молодежный театр «Спич’ка» приготовил зрителей к театральной акции «Монодиалоги» – первой премьере в этом новом театральном сезоне.

Наверное, немногие понимают разницу между театральной постановкой и театральной акцией. Режиссер «Спич’ки» Оксана Половинкина сразу же развела эти понятия, пояснив, что акция предполагает возможность активного вмешательства режиссера в игровой процесс, его помощь актерам.

Премьера в театре «Спич’ка» Оксаны Половинкиной

Насколько понимаю я, это свойственно театрам, которые только начинают свой творческий путь. И честность, с которой подходят к оценке своей деятельности режиссер и актеры «Спич’ки», вызывает чувство глубокого уважения к ним. Профессионалами не рождаются, как известно, а добиваются этого в результате долгой работы и постоянного стремления к развитию.

Никита Паричук и Наталья Прочай

К тому же справедливости ради отмечу, что актерам Никите Паричуку и Наталье Прочай, исполнившим главные роли, помощь и не потребовалась. Они были достаточно убедительны в своей игре и не однажды заставили забыть об эстетической дистанции, при которой мы всегда понимаем, где соприкасаются грани игрового и реального пространств. Конечно, ребятам предстоит долгий путь, но уже сейчас их герои полнокровны и заставляют сопереживать им.

Зрители премьерного спектакля в театре «Спич’ка»

Конечно, во многом помогают идеи и проблемы, заложенные в тексте, который они произносят. Вот о тексте я бы и хотела поговорить. Итак, Оксана поставила театральную акцию по нескольким «сказочкам» из «Монодиалогов» Анны Яблонской – «Человек с желтой головой», «Человек с серой головой», «Пиэр квадрат и рекрутер», «Он и Она», «Исследователь и испытуемый», «Учитель и ученик». Известный театровед Павел Руднев отозвался о Яблонской как об одной из самых важных представительниц женской линии в новой российской драме.

Актриса театра «Спич’ка» Наталья Прочай  Актер театра «Спич’ка» Никита Паричук

Если вы видели киноальманах «Париж, я люблю тебя», состоящий из 18 короткометражек, то поймете структуру пьесы «Монодиалогов» Яблонской.

15 историй (монологи и диалоги), объединенных общей проблематикой – бессильность человека перед Бытием, осознание своей малозначительности и обреченности. Проблемы извечные.

«Монодиалоги» режиссера Оксаны Половинкиной

Рождается ребенок, обретает имя, идет в детский садик, чтобы потом учиться в школе, а затем в институте. Для чего? Чтобы работу получить, естественно.

Ну, а там семью надо «завести», детей воспитывать, по карьерной лестнице двигаться. Пенсия подходит – и человеку страшно, особенно, если внуков нет. Что теперь-то делать?

Премьера в театре «Спич’ка» Оксаны Половинкиной  «Монодиалоги» режиссера Оксаны Половинкиной

Вот здесь общество еще не решило, и экзистенциальные сложности, свойственные нам в любом возрасте, активизируются и уже не уходят.

Кстати, почему «сказочки»? Уж больно они похожи на «Сказочки» «старшего» символиста Федора Сологуба и «Случаи» и «Рассказы» Даниила Хармса.

Премьера в театре «Спич’ка» Оксаны Половинкиной

Здесь также создается гротескно-абсурдный образ мира. Но, как бы нивелируя его, Анна Яблонская обнаруживает серьезные проблемы – «жизнь как царство зла», идея бессмысленности существования.

Неудивительно, что такие произведения возникли в катастрофические отрезки эпохи – первые в 1905–1906 г.г., вторые – в годы сталинских репрессий.

Сцена из спектакля «Монодиалоги»   Сцена из спектакля «Монодиалоги»

Тревога, тоска, страх – вот благодатная почва для поэтики абсурда, образовавшейся в эти периоды. Возникают вопросы: сегодня мы живем в схожих условиях, и есть ли какой-то выход?

Ответа на эти вопросы Анна Яблонская не дает. Собственно, у нее и задачи такой не стоит в отличие от Оксаны Половинкиной. Молодой режиссер переделывает пьесу Анны и получает вполне самостоятельный текст, в котором содержатся и ответы на наши вопросы.

«Монодиалоги» режиссера Оксаны Половинкиной

Тему любви она делает центральным предметом зрительского внимания и одновременно ответом на поставленный вопрос «А в чем смысл жизни?».

Начав с истории Яблонской «Он и Она» и завершив ею представление, Оксана говорит, что смысл всего обнаруживается тогда, когда два любящих человека обрели друг друга, когда они счастливы. Вот такая она, эта старая «новая» драма.

Дата публикации
02.10.2010 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме