Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Ино-театр в Белгороде: «Спич’ка» открывает сезон
30 сентября запах осенней листвы привел нас в диско-зал ДК БГТУ им. Шухова. Центр зала был усыпан красивыми желтыми листьями, и после промозглой погоды, царившей на улице, это сценическое пространство сразу вовлекло в атмосферу другой осени, осени романтической и печальной. Так, незаметно и ненавязчиво молодежный театр «Спич’ка» приготовил зрителей к театральной акции «Монодиалоги» – первой премьере в этом новом театральном сезоне.
Наверное, немногие понимают разницу между театральной постановкой и театральной акцией. Режиссер «Спич’ки» Оксана Половинкина сразу же развела эти понятия, пояснив, что акция предполагает возможность активного вмешательства режиссера в игровой процесс, его помощь актерам.
Насколько понимаю я, это свойственно театрам, которые только начинают свой творческий путь. И честность, с которой подходят к оценке своей деятельности режиссер и актеры «Спич’ки», вызывает чувство глубокого уважения к ним. Профессионалами не рождаются, как известно, а добиваются этого в результате долгой работы и постоянного стремления к развитию.
К тому же справедливости ради отмечу, что актерам Никите Паричуку и Наталье Прочай, исполнившим главные роли, помощь и не потребовалась. Они были достаточно убедительны в своей игре и не однажды заставили забыть об эстетической дистанции, при которой мы всегда понимаем, где соприкасаются грани игрового и реального пространств. Конечно, ребятам предстоит долгий путь, но уже сейчас их герои полнокровны и заставляют сопереживать им.
Конечно, во многом помогают идеи и проблемы, заложенные в тексте, который они произносят. Вот о тексте я бы и хотела поговорить. Итак, Оксана поставила театральную акцию по нескольким «сказочкам» из «Монодиалогов» Анны Яблонской – «Человек с желтой головой», «Человек с серой головой», «Пиэр квадрат и рекрутер», «Он и Она», «Исследователь и испытуемый», «Учитель и ученик». Известный театровед Павел Руднев отозвался о Яблонской как об одной из самых важных представительниц женской линии в новой российской драме.
Если вы видели киноальманах «Париж, я люблю тебя», состоящий из 18 короткометражек, то поймете структуру пьесы «Монодиалогов» Яблонской.
15 историй (монологи и диалоги), объединенных общей проблематикой – бессильность человека перед Бытием, осознание своей малозначительности и обреченности. Проблемы извечные.
Рождается ребенок, обретает имя, идет в детский садик, чтобы потом учиться в школе, а затем в институте. Для чего? Чтобы работу получить, естественно.
Ну, а там семью надо «завести», детей воспитывать, по карьерной лестнице двигаться. Пенсия подходит – и человеку страшно, особенно, если внуков нет. Что теперь-то делать?
Вот здесь общество еще не решило, и экзистенциальные сложности, свойственные нам в любом возрасте, активизируются и уже не уходят.
Кстати, почему «сказочки»? Уж больно они похожи на «Сказочки» «старшего» символиста Федора Сологуба и «Случаи» и «Рассказы» Даниила Хармса.
Здесь также создается гротескно-абсурдный образ мира. Но, как бы нивелируя его, Анна Яблонская обнаруживает серьезные проблемы – «жизнь как царство зла», идея бессмысленности существования.
Неудивительно, что такие произведения возникли в катастрофические отрезки эпохи – первые в 1905–1906 г.г., вторые – в годы сталинских репрессий.
Тревога, тоска, страх – вот благодатная почва для поэтики абсурда, образовавшейся в эти периоды. Возникают вопросы: сегодня мы живем в схожих условиях, и есть ли какой-то выход?
Ответа на эти вопросы Анна Яблонская не дает. Собственно, у нее и задачи такой не стоит в отличие от Оксаны Половинкиной. Молодой режиссер переделывает пьесу Анны и получает вполне самостоятельный текст, в котором содержатся и ответы на наши вопросы.
Тему любви она делает центральным предметом зрительского внимания и одновременно ответом на поставленный вопрос «А в чем смысл жизни?».
Начав с истории Яблонской «Он и Она» и завершив ею представление, Оксана говорит, что смысл всего обнаруживается тогда, когда два любящих человека обрели друг друга, когда они счастливы. Вот такая она, эта старая «новая» драма.
- Дата публикации
- 02.10.2010 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Екатерина Шаронова (фото А. Барышев)