Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Спор трех Офелий
Вчера в выставочном зале «Родина» состоялся третий показ «OFFелии» в постановке белгородского молодежного театра «Спич’ка». Спектакль – организм живой, и от раза к разу претерпевает трансформации. «А-фишка» решила снова уделить внимание моноспектаклю Оксаны Половинкиной.
Для сценария режиссер «Спич’ки» выбрала сразу несколько произведений – «Офелия» Александра Володина, «Если бы я был горностаем» из книги «Завтрашние сказки» Феликса Кривина и «О мудаках» Бодхи. Основанием является именно пьеса Володина. О ней мы поговорим позже, обратившись вначале к двум последним.
В своей сказке, а по сути, басне Кривин иронизирует по поводу людей, которым не чужда мысль, что кому-то живется лучше, чем им. Свой замысел автор воплощает через образы животных, повествование ведется от имени барана. Все же герой Кривина, мысленно примерив на себя разные шубки – горностая, зайца, волка и др., – утверждается в нежданно пришедшей мысли, что своя-то шубка и ближе, и лучше.
«О мудаках» – фельетон, как сам определяет жанр собственного текста автор, весьма странен. Под псевдонимом «Бодхи» пишет человек, полагающий, что может помочь снизить уровень агрессии и увеличить количество положительных эмоций. Свои книги он позиционирует как «чисто научные». После таких заявлений ждешь и повествования в научном стиле, но перед нами фельетон – жанр, как известно публицистический, ничего общего с наукой не имеющий. Не будем далее углубляться в творчество Бодхи, скажем только, что автор сосредотачивается на феномене мудака.
Пьеса «Офелия» известного драматурга Александра Володина хотя и названа именем героини, все же повествует о герое. Безусловно, здесь есть обращение к «вечным образам», созданным У. Шекспиром в «Гамлете». Гамлет у Володина абсолютно бесплотен, лишен голоса, однако Офелия говорит о нем на протяжении всего своего монолога. Она – один из ракурсов раскрытия Гамлета для нас, в частности его способности и возможности любить. Офелия первая.
Режиссер может отойти от такого понимания литературных текстов и создать нечто свое. Сомнительный симбиоз достаточно разных и по стилю, и по идеям текстов стал основой сценария Оксаны Половинкиной. Получилась история взрослой и опытной женщины по имени Офелия, которая оглядываясь назад и вспоминая свою прошлую любовь, говорит о возлюбленном когда-то Гамлете – мудак. Кроме того, она пытается рассуждать, как баран у Кривина, что могло быть, если бы… Офелия вторая.
Но для Алены Масленниковой, исполнительницы роли Офелии, в силу возраста (как одна из причин) сыграть цинизм и обремененность тяжелым опытом просто невозможно. Актриса являет девушку, которая не до конца разлюбила, но уже не слепо идет на поводу у своих чувств, а пытается найти выход из сложившейся ситуации. Игра выстраивается на аргументах и контраргументах, надежда то появляется (Офелия рисует большое дерево с зеленой кроной в виде чаши, как символ женского начала, разбрасывает белые лепестки), то угасает (сжигает белый кораблик, пытается утопиться), то снова возрождается и т.д. Офелия третья.
Белый экран, на котором Офелия нарисовала дерево, медный таз, наполненный водой, женский портрет – сценография аскетична, но помимо прагматической функции несет и символическую нагрузку – помогает воссоздать и усилить атмосферы надежды и отчаяния.
Три Офелии, органически не слившись воедино в рамках спектакля Оксаны Половинкиной, спорят… Кто побеждает? Офелия от Володина, реализованная в постановке частично в сценографии: она – часто отбрасываемая на стену тень, танцующая или корчащаяся в судорогах, частично в тексте драматурга, который вошел в сценарий? Офелия от сценария, существующая исключительно в тексте? Или Офелия – образ, созданный Аленой Масленниковой, – та, для которой остро стоит вопрос: любить или не любить? Решать вам.
- Дата публикации
- 25.03.2011 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Екатерина Шаронова (фото Александра Барышева)
Топ новости
Новости по теме
-
«Тёмные аллеи»: взгляд театра «Спичка» на классические истории
В последние выходные июня в мастерской театра «Спичка» прошла ...26.06.17 -
«Осторожно, женщины!»: первая комедия в репертуаре театра «Спичка»
В последние дни уходящей зимы театр «Спичка» представил ...03.03.17 -
«Собаки и люди»: Человеку нужен человек?
В минувшие выходные, 19 и 20 ноября, в мастерской театра «Спичка» прошла премьерная постановка — ...21.11.16 -
«Спичка» вышла из андеграундного полуподвала благодаря фестивалю «Этажи»
Независимый молодёжный театр «Спичка» два дня подряд давал ...27.09.16 -
«Театр для людей» ищет новых людей
«В театре ты можешь делать всё: петь, танцевать, рассказывать, доказывать, – считает Оксана ...21.09.11 -
Театр «Спич'ка»: Офелия наших дней или любовь вне времени
26 февраля в выставочном зале «Родина» белгородский молодежный ...28.02.11 -
«Трижды три» – третья премьера «Спич’ки»
Пьеса французского драматурга Жака Жуе «Трижды три желания, или Умение загадывать» получила новое ...22.10.10 -
Ино-театр в Белгороде: «Спич’ка» открывает сезон
30 сентября запах осенней листвы привел нас в диско-зал ДК БГТУ им. Шухова. Центр зала был усыпан ...02.10.10 -
«Спич’ка»: театр про людей и для людей
В театральной афише Белгорода появилось новое действующее лицо. Это недавно образованный молодежный ...21.08.10 -
Кантовский закон в переложении для русской деревни
8 февраля на сцене белгородского авторского независимого театра «Спичка» свой спектакль «51-я зима ...10.02.22 -
«Что это, любовь?»
Необычная художественная интерактивная выставка с таким названием открылась в творческом ...05.02.19 -
Поэты — отцы и поэты — дети
27 ноября 2016 года в помещении театра «Спичка» прошёл вечер «Три поколения белгородских поэтов», ...29.11.16