Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Рубят сад, а он – Россия

Пьесе Чехова «Вишневый сад» больше ста лет, а кажется, что написана она о нас, нынешних. Во всяком случае, так остро публицистично звучит она в постановке Бориса Морозова на сцене БГАДТ имени М.С. Щепкина, открывшего этим премьерным спектаклем юбилейный 75-й сезон.

Как никогда отчетлива в постановке горькая усмешка писателя над роковой русской ментальностью – ее беспечностью и широтой, инертностью и склонностью к саморазрушению, жестокостью и ранимостью, равнодушием ко всему, что не здесь и не сейчас. Вечная история народа, проедающего свое богатство на леденцах…

Сцена из спектакля «Вишневый сад»

Тема вселенской катастрофы России, случившейся не то в 1917 году, не то в 1991, а может, происходящей прямо сегодня, сейчас, символически обозначена художником И. Сумбаташвили изображением церковного купола на заднике – он странно висит в воздухе, и крест отбрасывает косую, падающую тень. Так в кинохронике, запечатлевшей национальный позор, парит и падает взорванный храм Христа Спасителя...

Несчастная судьба страны, вечно рубящей ствол дерева, которое и есть его жизнь. Смотреть спектакль больно, потому что правдивы эти образы «лучших людей» России, озабоченных чем угодно, только не судьбой доверенного им «имения, прекраснее которого нет на свете».

Которым оказывается и легче и лучше, когда пройдет первый шок, без этой обузы ответственности. Как радостно они удерут в свою «новую жизнь», оставив умирать Фирса, воплощение образа вверенного их попечению народа!

Раневская – М. Русакова, Лопахин – Д. Гарнов  Лакей Яша (И. Ткачев)

Но что такое эта новая жизнь? Быть может, она – смерть? Черный проем двери поглощает всех этих героев, благородных и не очень, умных и глупых, – подельников, преступников.

Режиссерский выбор на роль Раневской народной артистки М. Русаковой был вполне предсказуем – кто органичнее Русаковой сыграет изнеженную барыньку, порочную и черствую, несмотря на щедро открытый кошелек?

Но удивил Лопахин (Д. Гарнов) – остро современный, сложный тип героя, сочетающего социальные комплексы вчерашнего «мужика», раба с хваткой менеджера.

Потрепанный революционер Петя, который в исполнении А. Манохина кажется как никогда русским типом, «воля» для которого в итоге важнее всех ценностей, материальных и идейных.

Фирс – народный артист России В. Бондарук

Необычно новыми были в спектакле В. Васильева в роли Вари, И. Ткачев – наглый лакей Яша.

В двух разных составах играют в спектакле Гаева народный артист РФ В. Стариков и заслуженный И. Кириллов, Фирса – народный артист В. Бондарук и В. Огурцов. Каждый по-своему, находя собственные краски.

Спектакль Морозова крепко «сбит», в нем нет лишних деталей и смысловых пустот. Художественный образ сценографии, простой и метафоричный, работает на режиссерский замысел. Красивый и страшный получился спектакль.

Дата публикации
18.09.2010 г.
Автор

Новости по теме