Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Летняя сессия лаборатории «Учуд» для детей и о детях

Лето, солнце, немного дождя и II Театральная лаборатория «Учуд» в Театре «Спичка» — минувшие выходные в Белгороде были наполнены красками, воздухом и впечатлениями.

Однажды вы станете такими взрослыми,
что снова начнёте читать сказки.

Клайв Стейплз Льюис, «Хроники Нарнии»

Тема летней сессии режиссерско-актерской лаборатории оказалась самой подходящей: современные пьесы для детей и о детях. В течение трёх дней режиссеры со своими маленькими коллективами готовили и представляли эскизы будущих постановок. И судя по географии участников: Белгород, Таврово, Валуйки, Новый Оскол, — и по количеству зрителей в зале, интерес к этому камерному, но всё же фестивальному формату, вырос и окреп.

По традиции открывала лабораторию сама «Спичка» — артисты постоянной труппы и студийцы-дебютанты. Для них режиссер (и создатель «Учуда») Оксана Половинкина выбрала пьесу Анастасии Журбы «Игрушки свободы» — трогательную историю про новогодние игрушки, которые устали от бурных игр пятилетней своей хозяйки и отправились жить в лес.

Получилось очень искренне, очень трогательно и по-настоящему, хотя «ученичество» новых девочек пока заметно на фоне замечательных и очень ярких Галины Ким, Софьи Путинцевой и Екатерины Спиридоновой, которые заняты в репертуарных «спичечных» постановках режиссера.

Взрослые зрители, конечно, вспомнили так любимые ими некогда истории про оживших кукол: Щелкунчика, Босоножку, Варежку, про новогодних зайку и медвежонка, которые выпали из мешка с подарками и потерялись.

А дети посреди лета наверняка захотели заглянуть в ящик с ёлочными украшениями, играть с которыми можно только раз в году. Универсальной пьесу сделал и её текст — соседство детских интонаций и вполне взрослых «мемов» (это уже режиссерская находка).

Эскиз «Игрушек свободы» был сжатой, очень краткой версией пьесы, но до чего живым он получился! Я украдкой смотрела на маленьких зрителей: они происходящим на сцене были увлечены, смеялись, неожиданно вступали с персонажами в диалог. Но увлечена была и я!

Волшебство театра: вдруг забыть, что ты взрослая, смотреть детский спектакль так, будто всё всамделишное, и при этом замечать, что автор обращается не только к детям, но и к их родителям, говорит о приключениях игрушек… Но на самом деле — о доме, семейном уюте, о взрослении, о том, что место каждого неслучайно, даже если кажется, что где-то там кому-то повезло больше.

Эта пьеса о принятии себя и своего места в мире, о свободе вернуться туда, где тебе спокойно, где твоя зона комфорта (кто сказал, что из неё надо уходить?). Но она и о свободе вообще, об этом сложном понятии, которое не всегда укладывается в простые слова, зато точно объясняется через истории для больших и маленьких.

Я очень надеюсь, что «Игрушки свободы» станут полноценным спектаклем в репертуаре «Спички» — в ее стенах очень не хватало именно детских, семейных постановок. Уже сейчас, хотя эскиз был «собран» за одну репетицию, в нём есть и удачные мизансцены, и динамика, и сочетание самоиронии с лиризмом, светлой даже печалью. К тому же эту новогоднюю сказку можно смотреть и летом. Летом даже лучше.

Второй из пятничных эскизов был менее удачным. От «Игрушек» к нему протянулась ненамеренная смысловая ниточка — тема наделения игрушек именами, но если в пьесе Журбы это было важно для драматургии, то во втором показалось скорее «шуткованием» автора. Театр «Две обезьяны» представил пьесу Евгения Крамского «Зеленее зелёного». Пьеса посвящена теме загрязнения планеты всевозможным одноразовым мусором — актуально, важно, серьезно.

Мне понравилось, как подавали реплики «волшебница» и маленькая героиня. Автор, исполнявший сразу три роли, был артистичен, но в той мере, которую я нахожу несколько излишней. В целом же пока сложилось впечатление не театральной команды, а случайной компании: ну так, прикольно же выйти на сцену.

К сожалению, у пьесы нет конкретного адресата, целевой аудитории, поэтому в эскизной версии, без анонсированных музыкальных номеров и ряда сюжетных поворотов и, по сути, пока без режиссуры смотреть её скучновато и взрослым, и малышам. Это скорее читка черновика или стендап, как точно заметила (хотя, в отличие от меня, со знаком «плюс») Оксана Половинкина. Надеюсь, будущий спектакль — он уже анонсирован — получится удачнее.

Про второй день «Учуда» мне, к сожалению, сказать нечего — я его пропустила. Фотографии с показов очень интригующие, и судя по рассказам коллег по худсовету лаборатории, злободневны не только выбранные участниками пьесы («Лошадка» О. Богославской и Ю. Тупикиной, «Война рыжих ушей и зелёных лапок» Г. Лавриненко, «Тик в такт» Н. Черниковой), но и сценическое их решение.

Кира Таланова из новооскольского Театра «Раёкъ», мастер спектаклей-экспромтов, держащихся на самоиронии и нерве текущей минуты, и Михаил Аляскин со своим «Театром странных детей», умеющий создавать на сцене и восхитительное безумие, и трепетность, знакомы зрителю по первому «Учуду».

Наверняка и в этот раз они, а вместе с ними и режиссер-дебютант Евгений Овчаров, поставили не эскизы даже, а почти готовые маленькие спектакли. Какая досада, что невозможно во второй раз это увидеть — спектакль ведь не рождается дважды.

Пьесы субботней лаборатории были обращены в большей степени к взрослому зрителю: поднимались темы нормальности, места ребенка-инвалида в коллективе сверстников, «сериальности» происходящих конфликтов, поиска уверенности через проживание опыта старших поколений. А вот в воскресенье главным образом дети играли для детей.

Режиссер Анна Долгополова со своими учениками из театра «Акт» поставила пьесу Андрея Зинчука «Маленькое кругосветное путешествие» про одинокого мальчика, скучающего по работающему на далекой буровой отцу, и его подругу — искусственный интеллект Сири, который оказывается почти настоящей девочкой.

С помощью волшебной считалочки они путешествуют по миру, путая эскимосов и индусов и придумывая на ходу забавные этнографические детали. Дело в том, что герой очень не любит книжки, даже папины по географии, а Сири всё знает и так — в неё загружены почти все энциклопедии на свете.

Очень милая история про дружбу, семью, про искренний интерес ребенка к большому-пребольшому миру и людям в нём. Правда, я не согласна с тем, что для современного ребенка нет разницы, откуда черпать знания — из книг или из интернета. В данном вопросе я доверяю тем психологам, которые утверждают, что когнитивные способности формируются куда лучше при общении детей с напечатанным на бумаге текстом.

Постановка получилась традиционная, но очень симпатичная, с забавной массовкой, изображающей то коренных жителей Канады, то японцев. Мальчика-дошколёнка играл самый взрослый из актеров, и получалось у него здорово.

Пожалуй, не понравилось мне только музыкальное оформление — лучше бы вместо иностранных гимнов, недружественных, использовались национальные мелодии стран, по которым путешествовали герои.

После небольшого перерыва, позволившего зрителям вдохнуть свежего воздуха и обменяться впечатлениями, режиссер народного театра «Окно» и театральной студии «Окошко» Галина Еремеенкова представили два эскиза к пьесе Елены Коллеговой «Приключения Спички» (удачное созвучие с названием театра, принимавшего на своей сцене гостей «Учуда»).

Это абсолютно детская сказка, увлекательная, смешная и яркая. В Стране Свечей власть захватили злодей Гасильщик и ненастоящая королева, но где-то прячутся мальчик Спичечка и девочка Щепочка, которые могут спасти и королевство, и всех её жителей, и своих давно пропавших родных. Именно таких незамысловатых приключенческих сюжетов очень недостает и в театре, и в детском кино.

Почти все роли (двумя составами) исполнили дети — опытные студийцы и начинающие, и из двух пар маленьких героев мне больше понравились новички, не растерявшие ещё своей непосредственности и не знающие пока об арсенале взрослых театральных жестов и интонаций.

Словом, дети, которые именно играют в спектакль, неловко и трогательно, а не работают на сцене. Впрочем, по-своему хороши были все. И конечно злодеи получились весьма колоритными.

Ну, а завершал II Театральную лабораторию эскиз по взрослой пьесе Ольги Богославской и Юлии Тупикиной «Лошадка».

По сюжету, руководитель костюмерного цеха театра, ведя экскурсию по своим «владениям», рассказывает историю своих бабушки, мамы и свою собственную. Эскиз охватил только первую часть истории, и у актрисы получилась завершенная небольшая новелла, но очень хотелось бы увидеть остальное — такая история непременно должна привести к катарсису.

Зрителям, побывавшим на «Учуде» и в субботу, повезло сравнить две очень разные сценические версии «Лошадки», и если у Киры Талановой получилось феерично, экспромтно, на злобу дня, то актриса театра «Окно» выбрала иную, реалистичную линию.

Её лаконичный моноспектакль очень личный: непроста мама шестерых детей Марина Кулешова, случайно увидев эту пьесу, захотела сама дебютировать на сцене. Она и рассказывала — именно рассказывала, а не читала «чей-то» текст так, будто это её собственная история. Надеюсь, из этого эскиза получится полноценный спектакль, потому что текст исключительный.

Летняя лаборатория, задуманная и с энтузиазмом реализованная Оксаной Половинкиной, подошла к концу. Было произнесено много дружеских слов, были вручены цветы и подарки (от гостям — театру «Спичка» и наоборот), был, наконец, анонсирован следующий «Учуд», пластический.

Мне же осталось добавить несколько слов о его организаторе. Любому хорошему начинанию нужна поддержка. Придумать концепцию, разработать логотип и афиши, подобрать пьесы, пригласить коллег из разных городов, собрать зрителей, подготовить подарки участникам — всё это не может сделать один человек. А Оксана смогла уже во второй раз! И точно так же она вот уже тринадцать лет сама растит свой театр и своего зрителя, и мы можем только догадываться, каких внутренних и не только сил это требует.

Очень бы хотелось, чтобы таким преданным делу профессионалам помогали делом: и административно, и финансово, и информационно, давая при этом свободу дальше искать и развиваться.

Дата публикации
25.07.2023 г.
Автор
Фото

Топ новости

Новости по теме