Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Ключи от глубокой воды
Два вечера, две «Грозы», один театр: в минувшие выходные режиссер театра «Спичка» Оксана Половинкина представила театралам Белгорода премьеру своего спектакля по хрестоматийной пьесе Островского.
Впрочем, хрестоматийность закончилась на заглавии: эта сценическая история — не о морали, не о временах и не о нравах. Она — о нас всегдашних, о болезненных семейных путах, неразвернувшихся мечтах и о хронической несчастливости, неосознаваемой и происходящей подчас из ограниченности души, а то и ума.
Необязательно даже знать содержание пьесы — постановка идёт не от канона, но сразу погружает нас в темные воды Катерининой души. Из небытия входит она в пространство сцены, из небытия предстают перед ней Борис Григорьевич, Марфа Игнатьевна Кабанова, Варвара, Тихон — все, кто были виноваты…
Перед ней ли? Вместе ли с ней? Зритель слышит их монологи-оправдания, а те оборачиваются самообличением. И только одна Катерина приходит к покаянию, остальные остаются тенями, голосами рыб в глубокой воде.
Катерина, босая, со спутанными волосами, — уже утопленница, и всё, что слышит и видит зритель — это её мытарства, долгий миг между жизнью здесь и вознесением, когда каждое слово, каждый жест и помысел предстают на Суде Божем. Но испытания она прошла на земле, отмучилась, и пустят ее душу если не в рай, то назад, в жизнь. Оттого и предчувствовано ею чудо.
Такой спектакль невозможен на большой сцене — она требует канонического, с купеческим размахом Островского. На ней автор обличает и жалеет своих персонажей, а здесь, в узком пространстве камерного зала, они говорят за себя сами.
В безвременье им и торопиться некуда — колыхнется вода в глубине, и исчезнут, а пока говорят, говорят, злятся. У каждого из них — свой ключ к истории. Причем буквально — ключ: спрятан в кармане, висит на шее вечным знаком измены, качается на тонкой нити, искушая соблазном или ложным счастьем. И Катерине нужны все ключи, чтобы вырваться из давящей глубины.
Весь спектакль построен на таких деталях. Лаково-черные, острые, как у хищной птицы, ногти Варвары — они и пугают ее саму, и становятся ее частью: научилась ведь лгать, притворяться, научится и остальному.
Рыжие волосы обеих Кабановых: одинаковы мать и дочь, и если сейчас — меньше, то со временем… Ведьмы и есть, бесноватые. Одинаковые синие робы уравнивают говорящих, лишая их власти и привилегий, а Катерину голосом наделяют.
Огромная шаль (на черном — узор из глициний, прекрасных крепко сжимающих лиан) вытягивает потаённое из каждого персонажа: вожделение Бориса, жалкое какое-то, примитивное, ревность Марфы Игнатьевны к молодости и чувственности невестки (чай и сама не стара ещё), своеволие Варвары и безволие Тихона.
Для Кати же она — и саван грешницы, и желанная недостижимая радость материнства, и оберегающий покров.
Наконец, тени — те, которые говорят, те, с которыми говорят, и те, что вырываются из Катерининой души и исчезают навек.
И тут следует сказать об актерах. Премьеру в субботу и воскресенье играли два состава, и совершенно по-разному раскрывались их монологи, мизансцены и даже финал.
Светлана Макуева создала два несхожих образа Кабанихи. В первый вечер та была перевертышем: говорила до того складно, участливо, с сожалением о неразумности молодых, их самонадеянности, и вдруг, ошеломляюще резко обернулась властной, завистливой змеёй, заглянувшей в Катерину, как в серебряное зеркало, и отпрянувшей в страхе: увидела неминуемую кару. И мелькнуло невольное: что ее такой сделало? От чего она убегала и защищалась в молодости? За что пытается взять реванш?
Другой была Марфа Игнатьевна во втором спектакле: уже не та, настоящая Кабаниха, а злой дух. Произносила слова медленно, тягуче, зачаровывая, усыпляя речами, и глаза ее недобро светились, не по-человечески.
Варвара Виктории Больбот — дерзкая, и не всю свою искренность она утеряла, но уже становится лживой и безрассудно жестокой. Чёрно завидует Катерине — тому, что та желанна, и желанна запретно. Оттого-то Варвара и искушает ее, пытается вызвать ревность к Борису, а после пугается, что богобоязненность снохи откроет её собственные грехи.
У Анны Баулиной младшая Кабанова вышла иной: ей неловко ещё притворяться, она резка, груба, но много в ней и живого, и черные когти ещё мешают. Что ей Катеринин грех — своему-то она рада, сбежит с Ванькой Кудряшом, выплывет, а там уж свободой надышится.
Мужские персонажи сыграны Давидом Оплетиным (Борис Григорьевич) и Даниилом Толыпиным (Тихон). Рисунок их ролей был схож в обоих спектаклях, но когда ушло премьерное и дебютное волнение, голоса персонажей стали отчетливее.
Оба они жалкие, приземлённые, только увалень Тихон так свой ум и пропьёт назло маменьке, а Борис Григорьевич после устроится — неспроста назван человеком порядочно образованным. Ну, любит, ну, желает — да что там, молодость: запретное сладко, потом наскучит. Он — сторонний в этом «благочинном» мирке. Вот ушлет его дядька в Сибирь, а там он заново жизнь и начнёт, а эту позабудет.
Вот Тихон — тот несчастливец: и красив, и высок, и при капитале, да тесно ему под женской пятой. Может, и стал бы он хозяином, как Савёл Прокофьевич, дядька Бориса… Тянется к тому, но поздно, мать возмужать не дала. Тише, тише, дитятко. Страшно такое кончается: будет пить, бить, да каяться. Вот тебе и последние времена, Кабаниха, сама накликала.
Первый спектакль и получился об этих последних временах: менялись общественные устои, уходили изживший себя домострой и темная, протухшая как болотная вода, архаика. Ни разума в них не было, ни истинной веры, и жутко делалось оттого, что вот, могли бы перебороть — по-аксаковски, что ли.
Но ведь и у Островского не всё — ужас. А тут… схлопнулись глубины, и зачем, о чём только финальная песня? О несбывшемся? Да нет же, нет. О надежде! На искупление, на воскресение, на жизнь, на чудо. Но для другой Катерины.
Это первая — озлобившееся, но сперва всё же светлое наивное дитя, не знавшее горя и слишком уж восторженное в религии. Ее детская вера сияюща, но разум тёмен, как домострой Кабановых, лишён развития.
Что богомолицы, странницы, паломницы для воспитания женщины? Бредни. Потому и не прорывается в ней женщина, гаснет. И беззащитное дитя дрожит, скалится, как загнанный зверёк. И не покаяние несет богу через встречи со своими призраками, а обиду, и потому только рыбы видят и слышат ее горестную историю. Об этом рассказывает Екатерина Спиридонова.
У Гали Ким героиня другая. Взгляд ее трагичен, спина пряма. Она — зеркало. Она — и страстная женщина, волевая, яркая, а то и мягкая, трепетная, рассудительная.
Вот чему Кабаниха позавидовала, увидев соперницу. Борис Григорьевич этого не заметил, а Тихон испугался. И не пройди эта новая Катерина мытарств, стала бы мавкой с темными глазами — мстящей, утягивающей на дно. Пугающая тень ее вырывается, держит ключ, обвиняет и… растворяется в светлых слезах. Катерина — чиста, не её был грех. Её — надежда.
Поразительно, как по-разному можно сыграть одну историю — до необъяснимой немоты в один вечер, до катарсиса во второй. Как это выходит, что пьеса, из которой не ушли ни религия, ни традиция, ни купеческий дух, разобранная на длинные лоскуты и смётанная вновь, оказывается созвучной нашему миру в его не последние, хочется думать, времена…
- Дата публикации
- 20.02.2023 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Виктория Лещук
- Фото
- Дарья Белозёрова
Топ новости
-
15 сентября
«Страницы пережитого»
-
18 сентября
Я не Гамлет. Открытие 13-го театрального сезона в «Спичке»
-
22 сентября
Театр кукол становится доступнее для особенных зрителей
- Все новости
Новости по теме
-
Я не Гамлет. Открытие 13-го театрального сезона в «Спичке»
Шекспировский «Гамлет» — пьеса о потере иллюзий. В театре ...18.09.23 -
Летняя сессия лаборатории «Учуд» для детей и о детях
Лето, солнце, немного дождя и II Театральная лаборатория «Учуд» в Театре «Спичка» — минувшие выходные в ...25.07.23 -
Первая театральная лаборатория в Белгороде
С 25 по 27 ноября в Белгороде проводилась «Учуд» – театральная лаборатория, замысленная и ...29.11.22 -
«Хорошо жили», или Как сыграть русскую душу?
Удивительно тёплый спектакль поставила Оксана Половинкина в «Спичке» по рассказам Василия Шукшина ...15.08.22 -
О мире, которому тошно от самого себя
9 и 10 апреля белгородский авторский театр «Спичка» представил на суд зрителей очередную премьеру — ...11.04.22 -
Руслан Шишкин, наш белгородский поэт
В мастерской белгородского авторского театра «Спичка» прошёл поэтический вечер белгородского поэта ...27.02.22 -
Следы соли
22 и 23 января в независимом авторском театре «Спичка», открывшемся после долгой паузы в новом ...24.01.22 -
«Что это, любовь?»
Необычная художественная интерактивная выставка с таким названием открылась в творческом ...05.02.19 -
Двойная порция Достоевского: Спектакль на фоне выставки
2 и 10 февраля 2018 года театр «Спичка» и музей-мастерская ...22.01.18 -
«Дыня», или Вешалки от ушедших пап
Кроме спектаклей основного репертуара, в молодежном театре «Спичка» ежемесячно проходят читки пьес, ...17.01.18 -
«Франция» в Белгороде
Пьеса «Франция» современного драматурга из Тольятти Юлии Головановой впервые обрела сценическое ...06.01.18 -
Театр на крыше: «Почему люди не»
5 августа вечер праздничного Дня города молодёжный театр «Спичка» Оксаны Половинкиной предлагает ...02.08.17