Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Жемчужины оркестровой миниатюры прозвучат в Овальном зале

5-го февраля в 18.30 в Овальном зале состоится очередной концерт филармонического абонемента «Симфонические шлягеры». Оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина приглашает на симфонический вечер, где прозвучат произведения «золотого фонда» русской и советской классики 19-20 в.в.

Основное место в программе занимают произведения юбиляра этого года П.И. Чайковского (в мае исполняется 170 лет со дня его рождения) – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869) и сюита из балета «Лебединое озеро» (1877).

Из трёх музыкальных воплощений Чайковским шекспировских сюжетов (помимо «Ромео и Джульетты» – симфоническая фантазия «Буря» (1873) и увертюра-фантазия 1888 года «Гамлет») – в первом обращении к знаменитой трагедии английского драматурга молодой русский композитор «поднимается до силы и величия Шекспира, драматически противопоставляя любовь и смерть как две крайние точки жизнеощущения и высшие моменты эмоционального напряжения» (Б.В. Асафьев).  

Весной 1875 года, находясь в стесненных материальных обстоятельствах, Чайковский принял предложение дирекции императорских театров написать балет. Он решительно берётся за сочинение музыки, будучи внутренне подготовлен к этому.

Отношение к балетной музыке не как к музыке для танцев, а как к музыке, имеющей самостоятельное значение, определило реформаторскую сущность «Лебединого озера».

После премьеры Герман Ларош писал: «Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее льются как из рога изобилия... Его музыка вполне балетная музыка, но вместе с тем, вполне хорошая и интересная для серьёзного музыканта». Почти сразу же отдельные номера и целые сцены стали исполняться и на симфонической эстраде.

Дирижер Белгородской филармонии – Заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин

Помимо фрагментов из «Лебединого озера» будут исполнены ещё две балетные сюиты – Глазунова из балета «Раймонда» и Шостаковича из балета «Болт». Вслед за Чайковским Глазунов тоже шёл по пути симфонизации балета.

Пышная, «барочная» (по выражению Б.Асафьева) пластическая красота вдохновенной музыки Глазунова обеспечили не только долгую сценическую жизнь балета, но и необычайную популярность его музыки вне театра.

Премьера балета Шостаковича «Болт» состоялась в 1931 г. в Ленинградском Малом театре оперы и балета. Свойственные музыке Шостаковича того времени острая тембровая характеристичность, карикатурная заострённость сценических образов, преимущественное внимание моторно-ритмическому началу вызвали резко отрицательную реакцию официальных музыкальных кругов.

После нескольких представлений балет был снят с репертуара. Спустя два десятилетия Шостакович создал одноименную сюиту, сегодня завоевавшую большую популярность.

Во втором отделении также прозвучит одно из самых известных произведений композитора, который вошел в историю музыки как мастер малых музыкальных форм. Художник изысканного душевного строя, создатель  оригинальнейших музыкальных новелл, художник изощренного вкуса – так характеризовал А.К. Лядова его младший современник Б.В. Асафьев.

Неповторимые вымыслы лядовского воображения растут из русской народной художественной психологии. В ряду шедевров Лядова – остроумнейшее скерцо «Кикимора» (1909), это симфоническое претворение страшноватого, суетливо-непоседливого персонажа русских народных сказок.

Дата публикации
03.02.2010 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме