Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Прокофьев и ещё раз Прокофьев

21 февраля в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся очередной концерт симфонического абонемента «Шедевры мировой музыки». Программу из произведений Сергея Прокофьева исполнили симфонический оркестр БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и лауреат международных конкурсов Юлия Игонина (скрипка, г. Москва).

Концерт был примечателен в нескольких отношениях. Во-первых, он был из разряда тех, которые придают «весомость» афише Белгородской филармонии в масштабе страны (как, впрочем, и большинство концертов под управлением Рашита Нигаматуллина). Во-вторых, 4-я симфония во 2-й редакции и 2-й скрипичный концерт Прокофьева — белгородские премьеры.

Симфонический оркестр Белгородской филармонии

И, наконец, что очень приятно отметить, зал был довольно плотно заполнен публикой, которая в отличие от очень разнородной публики разнообразных широко разрекламированных эстрадных концертов, пришла именно на классический концерт прокофьевской музыки, давно уже ни в какой рекламе не нуждающейся. А такая публика дорогого стоит.

Программа из произведений Сергея Прокофьева исполнили симфонический оркестр БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и лауреат международных конкурсов Юлия Игонина (скрипка, г. Москва).

Концерт очень точно соответствовал названию абонемента — «Шедевры мировой музыки». Прозвучали два шедевра с очень разной исполнительской судьбой, которые вышли из-под пера Мастера в начале и конце его т. н. «третьего творческого периода»: в 1935 году 2-й скрипичный концерт соль минор ор. 63 в 3-х частях и в 1947 году 2-я редакция 4-й симфонии До-мажор ор. 112 в 4-х частях.

Юлия Игонина (скрипка, Москва)

2-й скрипичный концерт был одним из первых произведений, законченных в СССР после долгих восемнадцати лет жизни Прокофьева вне России. Он воплощает тот идеал «новой простоты», которым отмечены многие произведения Прокофьева последнего двадцатилетия его жизни (1933–1953).

Программа из произведений Сергея Прокофьева исполнили симфонический оркестр БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и лауреат международных конкурсов Юлия Игонина (скрипка, г. Москва)

В музыке концерта соединяются многообразие и обаяние мелодики с органичностью и убедительностью новых лирических интонаций. Здесь достигнут на редкость гармоничный баланс мелодических и пассажных эпизодов, где показано всё многообразие, эффектность и блеск технических приёмов виртуоза-солиста. Лирическая убедительность плюс блеск скрипичной партии сразу же сделали этот концерт (написанный для французского скрипача Р. Сётанса) излюбленным сочинением виртуозного скрипичного репертуара.

Юлия Игонина (скрипка, Москва)

Лауреат международных конкурсов Юлия Игонина — давняя и не редкая гостья белгородской филармонической сцены, выступления которой неизменно тепло принимаются белгородской публикой. В этот раз публика даже не смогла удержаться от аплодисментов после 2-й части, где лирически-восторженная мелодия скрипки под «серенадный» аккомпанемент оркестра сменилась ажурной вязью скрипичного орнамента во 2-й более оживлённой теме у оркестра.

Дирижирует Рашит Нигаматуллин

Лирически-мягкого, светлого, «солнечного» Прокофьева продолжила 2-я редакция 4-й симфонии. Разделённые 17-ю годами две редакции одной и той же симфонии, несмотря на одинаковое количество частей с одинаковыми названиями, — по-существу два разных сочинения. Эта премьера представляется очень важным этапом в развитии белгородского оркестра.

Симфонический оркетр Белгородской филармонии (главный дирижёр Рашит Нигаматуллин)

Оркестр БГФ давно уже имеет в своём багаже самые репертуарные симфонии Прокофьева — 1, 5, 7-ю. Прошлый сезон ознаменовался премьерой 3-й. Такое внимание художественного руководителя и главного дирижёра симфонического оркестра БГФ к т.н. «театральным» симфониям Прокофьева 30-х гг. (3-я симфония связана с оперой «Огненный ангел», 4-я — с балетом «Блудный сын») отнюдь не случайно.

В Белгороде вновь прозвучал Прокофьев

В них, в частности — в 4-й симфонии, в высшей степени ярко проявляется то, что называют «инструментальным театром Прокофьева» — особая прокофьевская характеристичность инструментального исполнительства, требующая выразительно-заострённой исполнительской интонации и точного, аккуратного управления мобильными, быстро меняющимися звуковыми ландшафтами прокофьевского оркестра.

Симфонический оркестр БГФ под управлением маэстро Нигаматуллина

Для белгородского слушателя 4-я симфония (как и 3-я) — это, безусловно, открытие новых горизонтов симфонической классики ХХ века. Для оркестра БГФ — это освоение новых ступеней оркестрового мастерства, и не удивительно, если в ближайшие годы нам предстоит услышать 2-ю или 6-ю симфонии Мастера.

 В Белгороде впервые прозвучали 4-я симфония во 2-й редакции и 2-й скрипичный концерт Прокофьева

В Белгороде есть публика, готовая слушать музыку, о которой Аарон Копленд написал так: «Прокофьев не перестаёт поражать богатством мыслей, бесконечным разливом свежих мелодий, очарованием и остротой гармоний, упругими напористыми ритмами и их неожиданной захватывающей игрой. Этот глубоко национальный композитор говорил на универсальном языке».

 

Дата публикации
22.02.2014 г.
Автор

Новости по теме