Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Кругосветное турне» с оркестром духовых инструментов

20 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии при хорошем стечении публики состоялся 2-й концерт абонемента «Отражение времени» Концертного оркестра духовых инструментов БГФ (главный дирижёр — Юрий Меркулов, дирижёр — Александр Яговдик).

Ведущаяся в последние годы целенаправленная политика Юрия Меркулова — исполнять популярную современную музыку для духового оркестра, совершенствуя звуковые качества исполняемых произведений — приносит свои плоды: концерты КОДИ пользуются у белгородской публики всё возрастающей популярностью.

«Кругосветное турне» с оркестром духовых инструментов Белгородской филармонии

Каждый, кто приходит сегодня на концерты КОДИ, знает, что он найдёт здесь приятный отдых, слагаемые которого — популярная классика зарубежного и российского репертуара для духового оркестра в оригинальных сочинениях или прекрасных аранжировках; замечательные звуковые качества большого, слаженного, хорошо отрегулированного исполнительского организма с непременным участием солистов как внутри оркестра, так и вне его. И всегда, в каждом концерте, — новые для слушателя имена композиторов (или аранжировщиков), раздвигающие его представления о горизонтах современной духовой музыки.

Главный дирижёр КОДИ БГФ Юрий Меркулов

Программа почти каждого концерта Юрия Меркулова заботливо ограничена и направлена своей темой. В программе вчерашнего «Кругосветного турне с оркестром» находилось некое подобие географического «стержня», благодаря которому внимаю публики поочерёдно предлагались мелодии Латинской Америки, Центральной Азии, Японии и Китая (в 1-м отделении) и стран Европы (во 2-м отделении) с заключительным возвращением на родину (О. Иванов — «Русь»).

Эта внемузыкальная «драматургия» программы по ходу «путешествия», однако, часто отступала на второй план перед явлением самой музыки, феерического калейдоскопа музыкальных произведений, впечатления от которых были весьма различными.

Дирижирует Александр Яговдик

Слушатели двинулись в «турне» на «Весёлом поезде» В. П. Соловьёва-Седого (концерт начался знаменитым оркестровым фрагментом из кинокомедии «Первая перчатка» 1947 г., одной из лучших советских послевоенных кинокомедий), хотя, надо заметить, что «Весёлый поезд», которым управлял А. Яговдик шёл с очень небольшой, даже для 1947 г. скоростью.

Зато путешествие на управляемом Юрием Меркуловым американском экспрессе 60-х гг., который вёз пожилого японца на ежегодный весенний вашингтонский фестиваль «Cherry blossom» («Цветущая вишня»), было поистине упоительным.

И то, что весь мир давно уже путешествует, получая от этого громадное удовольствие, мы узнали и из второй, тоже уже звучавшей в программах Юрия Меркулова пьесы американца Роберта Смита «Бразилия: церемония, песня и танец». Как «японская», так и «бразильская» пьесы Р. Смита, автора более 600 опубликованных сочинений для духового оркестра, были очень точно увиденным (услышанным) образом другой страны глазами иностранца.

Соло Михаила Пидручного

К ним же примыкают и музыкальные впечатления от Италии американского кинокомпозитора Джона Какавоса (р.1930), и незабываемые мелодии знаменитой шведской «четвёрки» в аранжировке пьесы голландца Йохана де Мея (р.1953) «ABBA-cadabra», и «Впечатления Будапешта» (Старый Буда» и «Приглашения к танцу») немца Роланда Кёрнера.

Суммировала тему «мир глазами путешественников» открывшая второе отделение композиция американца Харальда Вальтерса «Музыка вокруг света», где англичанин, шотландец, немец, француз, испанец, русский, японец и американец узнали бы свои самые популярные мелодии. Француз, конечно же, «Марсельезу», промелькнувшую со скоростью игры «Угадай мелодию», а русские — гораздо более пространно изложенные «Я люблю тебя, жизнь» и «Полюшко-поле». Американцам же, скорее всего, из патриотических побуждений был адресован сравнительно обширный финальный раздел (в ходе которого оркестр из полувоенного превратился в симфоджаз) на знаменитой спиричуэлс «Когда святые маршируют, то я хочу быть среди них».

Танцевальные номера от ансамбля «Мираж»

Другой род «музыки для путешествующих» был представлен сочинениями национальных композиторов на национальном же материале. Среди них пьесы как знакомые и любимые («Ватра»), так и исполненные в первый раз. В популярной концертной пьесе Владимира Матвейчука «Ватра» (в пер. с румынского — большой костёр), использующей гуцульский (закарпатский) танцевальный фольклор, виртуозное соло на сопилке исполнил Михаил Пидручный. Премьерами были «Голос Азии» Адиля Бестибаева и «Перепёлочка», фантазия на белорусскую народную песню Евгения Глебова.

Адиль Бестибаев (род. 1959 г.), с 1995 года живущий в Канаде казахский композитор, — один из самых популярных в мире авторов музыки для духового оркестра, чьи сочинения уже второе десятилетие постоянно попадают в верхние строчки рейтинга музыки для духового оркестра. «Голос Азии» имеет подзаголовок «concerto on the monogramma B.Es.T.» Образный строй этой музыки — суровый, мрачно-воинственный — синтезирует классический музыкальный язык с элементами джаза и рок-музыки.

Соло Карена Вирабяна

С успехом (возгласы «bravo!» в публике) в первый раз прозвучало и сочинение классика белорусской музыки Евгения Глебова (1929–2000), пьеса, отмеченная тонким вкусом, изобретательностью и мастерскими стилевыми модуляциями из академической манеры обработки фольклорной мелодии в джаз и обратно.

Латиноамериканскую и испанскую танцевальные мелодии, а также израильский танец «Хава нагила» визуализировал танцевальный ансамбль БГФ «Мираж» (руководитель Виктор Карпенко). К сожалению, эти номера нельзя назвать удачными моментами концерта, поскольку задуманные как «удовольствие два в одном» музыка в сочетании с танцем снижали эффект каждый наполовину, особенно в знаменитой «Еspana cani» («Цыганский барон»), где танец почти мешал слушателю наслаждаться прекрасной аранжировкой Тошио Машима.

Михаил Пидручный

Зато разбросанные по всей программе и имевшие большой успех выступления солистов Михаила Пидручного и Карена Вирабяна стали настоящими кульминациями вечера. Михаил Пидручный и в выступлении соло на старинной китайской флейте хулуси, и в сопровождении оркестра солирующий на флейте Пана, сопилке и шотландской волынке стал настоящим героем вечера, повторив успех его выступлений с органом. Запоминающимся было и неповторимое звучание дудука и виртуозность кларнета в руках Карена Вирабяна в ярких, разноплановых, национально-окрашенных пьесах Каро (Карапета) Айрапетяна и Александра Халилова.

Вместе с тем, достаточно разный приём публикой столь большой многоцветной (если не сказать пёстрой) программы показывает, что публика ждёт и будет приветствовать у исполнителей то мастерство, с которым не может соперничать репертуар, склоняющийся к популистской «попсе».

В подтексте этого успеха и тот факт, что одно из ответвлений этого мастерства — академическая классика для духового оркестра ХIХ и особенно ХХ века для КОДИ БГФ остаётся ещё полностью «terra incognita».

Дата публикации
21.11.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме