Новости и обзоры событий культурного Белгорода
«Кругосветное турне» с оркестром духовых инструментов
20 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии при хорошем стечении публики состоялся 2-й концерт абонемента «Отражение времени» Концертного оркестра духовых инструментов БГФ (главный дирижёр — Юрий Меркулов, дирижёр — Александр Яговдик).
Ведущаяся в последние годы целенаправленная политика Юрия Меркулова — исполнять популярную современную музыку для духового оркестра, совершенствуя звуковые качества исполняемых произведений — приносит свои плоды: концерты КОДИ пользуются у белгородской публики всё возрастающей популярностью.
Каждый, кто приходит сегодня на концерты КОДИ, знает, что он найдёт здесь приятный отдых, слагаемые которого — популярная классика зарубежного и российского репертуара для духового оркестра в оригинальных сочинениях или прекрасных аранжировках; замечательные звуковые качества большого, слаженного, хорошо отрегулированного исполнительского организма с непременным участием солистов как внутри оркестра, так и вне его. И всегда, в каждом концерте, — новые для слушателя имена композиторов (или аранжировщиков), раздвигающие его представления о горизонтах современной духовой музыки.
Программа почти каждого концерта Юрия Меркулова заботливо ограничена и направлена своей темой. В программе вчерашнего «Кругосветного турне с оркестром» находилось некое подобие географического «стержня», благодаря которому внимаю публики поочерёдно предлагались мелодии Латинской Америки, Центральной Азии, Японии и Китая (в 1-м отделении) и стран Европы (во 2-м отделении) с заключительным возвращением на родину (О. Иванов — «Русь»).
Эта внемузыкальная «драматургия» программы по ходу «путешествия», однако, часто отступала на второй план перед явлением самой музыки, феерического калейдоскопа музыкальных произведений, впечатления от которых были весьма различными.
Слушатели двинулись в «турне» на «Весёлом поезде» В. П. Соловьёва-Седого (концерт начался знаменитым оркестровым фрагментом из кинокомедии «Первая перчатка» 1947 г., одной из лучших советских послевоенных кинокомедий), хотя, надо заметить, что «Весёлый поезд», которым управлял А. Яговдик шёл с очень небольшой, даже для 1947 г. скоростью.
Зато путешествие на управляемом Юрием Меркуловым американском экспрессе 60-х гг., который вёз пожилого японца на ежегодный весенний вашингтонский фестиваль «Cherry blossom» («Цветущая вишня»), было поистине упоительным.
И то, что весь мир давно уже путешествует, получая от этого громадное удовольствие, мы узнали и из второй, тоже уже звучавшей в программах Юрия Меркулова пьесы американца Роберта Смита «Бразилия: церемония, песня и танец». Как «японская», так и «бразильская» пьесы Р. Смита, автора более 600 опубликованных сочинений для духового оркестра, были очень точно увиденным (услышанным) образом другой страны глазами иностранца.
К ним же примыкают и музыкальные впечатления от Италии американского кинокомпозитора Джона Какавоса (р.1930), и незабываемые мелодии знаменитой шведской «четвёрки» в аранжировке пьесы голландца Йохана де Мея (р.1953) «ABBA-cadabra», и «Впечатления Будапешта» (Старый Буда» и «Приглашения к танцу») немца Роланда Кёрнера.
Суммировала тему «мир глазами путешественников» открывшая второе отделение композиция американца Харальда Вальтерса «Музыка вокруг света», где англичанин, шотландец, немец, француз, испанец, русский, японец и американец узнали бы свои самые популярные мелодии. Француз, конечно же, «Марсельезу», промелькнувшую со скоростью игры «Угадай мелодию», а русские — гораздо более пространно изложенные «Я люблю тебя, жизнь» и «Полюшко-поле». Американцам же, скорее всего, из патриотических побуждений был адресован сравнительно обширный финальный раздел (в ходе которого оркестр из полувоенного превратился в симфоджаз) на знаменитой спиричуэлс «Когда святые маршируют, то я хочу быть среди них».
Другой род «музыки для путешествующих» был представлен сочинениями национальных композиторов на национальном же материале. Среди них пьесы как знакомые и любимые («Ватра»), так и исполненные в первый раз. В популярной концертной пьесе Владимира Матвейчука «Ватра» (в пер. с румынского — большой костёр), использующей гуцульский (закарпатский) танцевальный фольклор, виртуозное соло на сопилке исполнил Михаил Пидручный. Премьерами были «Голос Азии» Адиля Бестибаева и «Перепёлочка», фантазия на белорусскую народную песню Евгения Глебова.
Адиль Бестибаев (род. 1959 г.), с 1995 года живущий в Канаде казахский композитор, — один из самых популярных в мире авторов музыки для духового оркестра, чьи сочинения уже второе десятилетие постоянно попадают в верхние строчки рейтинга музыки для духового оркестра. «Голос Азии» имеет подзаголовок «concerto on the monogramma B.Es.T.» Образный строй этой музыки — суровый, мрачно-воинственный — синтезирует классический музыкальный язык с элементами джаза и рок-музыки.
С успехом (возгласы «bravo!» в публике) в первый раз прозвучало и сочинение классика белорусской музыки Евгения Глебова (1929–2000), пьеса, отмеченная тонким вкусом, изобретательностью и мастерскими стилевыми модуляциями из академической манеры обработки фольклорной мелодии в джаз и обратно.
Латиноамериканскую и испанскую танцевальные мелодии, а также израильский танец «Хава нагила» визуализировал танцевальный ансамбль БГФ «Мираж» (руководитель Виктор Карпенко). К сожалению, эти номера нельзя назвать удачными моментами концерта, поскольку задуманные как «удовольствие два в одном» музыка в сочетании с танцем снижали эффект каждый наполовину, особенно в знаменитой «Еspana cani» («Цыганский барон»), где танец почти мешал слушателю наслаждаться прекрасной аранжировкой Тошио Машима.
Зато разбросанные по всей программе и имевшие большой успех выступления солистов Михаила Пидручного и Карена Вирабяна стали настоящими кульминациями вечера. Михаил Пидручный и в выступлении соло на старинной китайской флейте хулуси, и в сопровождении оркестра солирующий на флейте Пана, сопилке и шотландской волынке стал настоящим героем вечера, повторив успех его выступлений с органом. Запоминающимся было и неповторимое звучание дудука и виртуозность кларнета в руках Карена Вирабяна в ярких, разноплановых, национально-окрашенных пьесах Каро (Карапета) Айрапетяна и Александра Халилова.
Вместе с тем, достаточно разный приём публикой столь большой многоцветной (если не сказать пёстрой) программы показывает, что публика ждёт и будет приветствовать у исполнителей то мастерство, с которым не может соперничать репертуар, склоняющийся к популистской «попсе».
В подтексте этого успеха и тот факт, что одно из ответвлений этого мастерства — академическая классика для духового оркестра ХIХ и особенно ХХ века для КОДИ БГФ остаётся ещё полностью «terra incognita».
- Дата публикации
- 21.11.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)