Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде прозвучала классика… и многое другое

8 октября свою первую программу в абонементе «Отражение времени» представил концертный оркестр духовых инструментов Белгородской государственной филармонии (главный дирижёр — Юрий Меркулов). В концерте под названием «Классика и многое другое» прозвучали аранжировки известных оперных и симфонических произведений русских и советских композиторов, а также оригинальные композиции для духового оркестра современных джазовых авторов.

Сразу же бросилась в глаза определённая новизна программы, если можно так выразиться, «укрупнение масштаба» исполняемых сочинений. Каждое отделение было представлено тремя большими композициями, в которых большой состав оркестра (56 человек) представал во всём своём разнообразии, мощи и блеске.

В первом отделении звучал аранжированный для духового оркестра Чайковский, Мусоргский и Арам Хачатурян. Следует отметить всегда очень хорошее качество выбираемых Юрием Меркуловым аранжировок. Так, «Коронационный марш» Чайковского звучал в превосходной аранжировке заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Леонтия Дунаева, автора одной из лучших аранжировок для духового оркестра Гимна России.

Концертный оркестр духовых инструментов БГФ (главный дирижёр — Юрий Меркулов)

Торжественно-гимнически, размашисто и мощно открыла концерт музыка Чайковского, написанная в 1883 году по случаю восшествия на престол Александра III. Очень впечатлил динамический подъём, который начался от лирической средней части и закончился на кульминации темой гимна «Боже, царя храни» у 4-х солирующих тромбонов.

Латиноамериканец Хуан Висенте Мас Куилес (Juan Visente Mas Quiles), автор Фантазии на темы оперы Мусоргского «Борис Годунов, строит большую композицию из трёх разделов на основе оркестрового вступления к опере и начальной сцены с хором «На кого ты нас покидаешь», эпизода коронации с хором «Слава» и Полонеза и любовной сцены Григория Отрепьева и Марины Мнишек из третьего действия.

Великолепна аранжировка — и там, где духовые (как у Мусоргского) на первом плане (вступление, коронационные колокола); и там, где заменяя хор, саксофоны и трубы поют как человеческие голоса; и там, где отсутствие струнной группы абсолютно полноценно компенсируется духовыми (полонез и любовная сцена).

Главный дирижёр КОДИ БГФ Юрий Меркулов

Завершила первое отделение сюита из музыки к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (аранжировка Эрика Саммерса). Написанная А. Хачатуряном в 1940 г. зажигательная танцевальная и лирическая музыка к спектаклю московского театра им. Е. Вахтангова сразу же зажила самостоятельной жизнью в виде симфонической сюиты, балетных постановок, различных переложений. Танцевальная природа музыки А. Хачатуряна, выраженная, прежде всего, в редкостном богатстве ритмов — то определённого танца (как болеро в Интродукции или галоп в Шуточной), то в мягких, нежных или шутливо-иронических ритмах лирических сцен (Серенада, Песня) — нашли в исполнении оркестра Юрия Меркулова очень рельефное воплощение.

Второе отделение было отдано оригинальным композициям современных американских и европейских авторов. Прозвучали «Повелитель семи морей» голландца Кеса Влака, «Путешествие на фестиваль “Цветущая вишня”» и сюита «Отражение времени» американцев Роберта Уэстона Смита и Теда Хаггинса.

В Белгороде прозвучала классика… и многое другое

Все три сочинения очень различны по замыслу. Первые два объединяет программность, причём в музыке Р. У. Смита — это конкретные место и событие: ежегодный фестиваль в Вашингтоне под названием «Cherry blossom», проходящий в пору цветения японской вишни (сакуры). В 1912 году мэр Токио подарил столице Америки саженцы японского дерева как залог дружбы между странами, и с тех пор фестиваль «Cherry blossom» пользуется в США огромной популярностью.

Части сюиты Т. Хиггинса носят названия: Новые волнующие гармонии духового оркестра; Голубые небеса; Модная фуга. Соединяя обобщённо-философскую образность и имманентно-музыкальный смысл, сюита Хаггинса имеет отчётливо выраженный джазовый уклон. И все три пьесы насыщены интересными, изобретательными, звукоизобразительными и звукоподражательными эффектами, которые обращают слушательское внимание на те картины реальной жизни, чьим отражением они являются.

По словам американского дирижёра Джона Стенли (чей второй визит в Белгород ожидается в предстоящем ноябре), духовой оркестр филармонии под управлением Юрия Меркулова — один из лучших коллективов такого рода в России.

Несомненно, что концертный оркестр духовых инструментов БГФ — флагман духовой музыки в Белгороде и области (и, вероятно, не только). Традиции искусства игры в духовом оркестре, заложенные выдающимися белгородскими музыкантами-духовиками, такими как Василий Александрович Старков, сегодня получают новые очертания.

Дата публикации
09.10.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме