Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Музыкальный променад по Воронежу

Концерт для музыкантов — это всегда праздник, а когда предоставляется возможность увидеть своих давних друзей, коллег, и когда оказывается теплый приём, — это двойной праздник. Такая двойная радость случилась в минувшую субботу, когда лауреат и обладатель Гран-при международных конкурсов и фестивалей Концертный оркестр духовых инструментов Белгородской филармонии (главный дирижер — Юрий Меркулов) побыл в гостях в Воронежской филармонии.

Несмотря на небольшую усталость с дороги (кстати, путешествовали музыканты на недавно приобретенном филармонией комфортабельном автобусе Mercedes-Benz, и музыканты духового оркестра были в некотором смысле путешественниками-дебютантами), в игре оркестра чувствовались бодрый настрой и энергичность. А как иначе? Представленная на суд воронежской публики яркая и интересная программа «Музыкальный променад» по-другому прозвучать просто не могла.

Программы Концертного оркестра духовых инструментов всегда занимательно не только слушать, но и смотреть (в чем несомненная заслуга идейного вдохновителя оркестра Юрия Дмитриевича). Необычный концепт-замысел музыкального вечера  проявился с первых мгновений появления оркестра на воронежской сцене.

«Открывшая занавес» восхитительная «Увертюра-приветствие» Дж. Морали представила поочередное появление оркестра и дирижера на фоне барабанной дроби-призыва. Представление началось.

Стоит отметить, что не каждый духовой оркестр России может похвастаться разнообразием своих концертных программ и новизной репертуара. Оркестр Белгородской филармонии может. В программе вечера были исполнены произведения как уже хорошо известные любителям духовой музыки, так и сочинения, написанные на рубеже веков и в новом тысячелетии. 

Своей необыкновенной торжественностью, приподнятостью и в то же время изяществом, мелодичностью покорил Концерт d’Amore современного голландского композитора Якоба де Хаана (р.1959). Это в настоящее время один из самых популярных и часто исполняемых духовыми оркестрами Европы композиторов.

Концертный оркестр духовых инструментов под управлением Юрия Меркулова в гостях у Воронежской филармонии

Во многих своих сочинениях Якоб использует особую технику — сочетание разных музыкальных стилей (что характерно в частности для киномузыки). Ярким примером использования композитором такой техники явился исполненный Концерт d'Amore. Это своеобразная комбинация, в которой применяется три различных стиля — в этой музыке слышатся отголоски барокко, поп-музыки и джаза. 

«Музыкальный променад» продолжила музыка ещё одного современного голландского композитора Кииса Влака (р.1938) — масштабное инструментальное полотно «Повелитель семи морей». Сочинение, созданное в 2002 году и впервые прозвучавшее в 2007-м на Музыкальном фестивале в немецком городе Вюрцбурге, изумляет своей изобразительностью и картинностью. Семь разделов произведения, рисующих всю сказочную мощь и неповторимую красоту водной стихии, переносят слушателя на просторы водных далей.

Яркими красками музыкальной программы явились выступления солистов оркестра. Знаменитая неаполитанская песня «Вернись в Сорренто», известная многим своей счастливой судьбой (когда её премьерное исполнение помогло на радость жителям городка Сорренто дождаться открытия почтамта), прозвучала в блестящем исполнении Андрея Долинского (труба пикколо).

Михаил Пидручный подарил воронежским слушателям два музыкальных бриллианта — знаменитую песню «Чернобривцы» украинского композитора Владимира Верменича, прозвучавшую на пан-флейте, и пьесу для сопилки с оркестром «Ватра» Владимира Матвейчука.

Представленная в программе музыка одного из самых плодовитых американских композиторов, сочиняющих для духовых оркестров, Роберта Смита, была для многих воронежцев открытием. Прозвучавшее «Путешествие сенсея на поезде Cherry Blossom Express» — сочинение, посвящённое знаменитому Фестивалю цветущей японской вишни в Вашингтоне, сеяло в воображении образы дороги.

Концертный оркестр духовых инструментов под управлением Юрия Меркулова в гостях у Воронежской филармонии

Первое отделение концертной программы завершила «Фантазия на темы русских народных песен» Бориса Козловского, навевавшая образы русской культуры и дававшая почувствовать их особый вкус.

Второе отделение концерта было открыто так же интригующе, как и первое. Поочередно появлявшиеся на сцене музыканты, вновь захватив внимание публики, исполнили музыку американского композитора начала 20 века Ричарда Вайтинга – «Слава Голливуду» («Hooray for Hollywood»).

Концертную программу продолжила музыка, созданная композитором и скрипачом-виртуозом XIX века Фердинандом Давидом. Это был своего рода сюрприз. Прозвучало Концертино для 4-х тромбонов — новая, эксклюзивная аранжировка Концертино для тромбона с оркестром Ф. Давида, одного из первых произведений в истории музыки, написанных специально для этого инструмента. Квартет тромбонистов духового оркестра (А. Быков, В. Скрыпников, В. Скрынников, Д. Саитов), казалось, творил чудеса, изумляя своей игрой местную публику.

Не меньший восторг принесло исполнение саундтрека к кинофильму «Аватар» композитора Джеймся Хорнера, где было представлено музыкальное воплощение особой культуры инопланетной расы, культуры, которая пришлась по душе миллионам жителей Земли.

Тему киномузыки продолжило и следующее сочинение — саундтрек из американской драмы режиссера Холла Бартлетта «Дети Санчеса», созданный знаменитым джазовым трубачом и композитором Чаком Манджони, прозвучал в обворожительном соло на флюгельгорне в исполнении Эдуарда Борисовского.

Впечатления от музыки XX века были пополнены исполнением хитов легендарной шведской группы «ABBA», собранными воедино аранжировщиком Майклом Брауном в композиции «АББА на Бродвее».

Программу музыкального вечера продолжило зажигательное выступление Николая Уварова (электрогитара), воссоздавшего музыкальный портрет одного из известнейших гитаристов мира — американца Карлоса Сантаны, прославившегося в 60–70-е годы XX века. «Портрет Сантаны» Жана Карлоса Газани явился ярким украшением концертной программы белгородцев.

Блистательная «Земля, ветер, огонь» Манфреда Шнайдера и фееричная композиция пуэрториканского тромбониста и джазового композитора Хуана Тизола «Караван» явились великолепным десертом программы, вкус которого, несомненно, запомнится воронежцам надолго.

Гастрольная поездка Концертного оркестра духовых инструментов Белгородской государственной филармонии удалась. Однако обмен творческим опытом между музыкантами Белгородской и Воронежской филармоний не заканчивается: Губернаторский эстрадно-духовой оркестр г. Воронежа выступит в Белгороде уже 31 октября.

Дата публикации
28.10.2012 г.
Автор

Новости по теме