Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Европа & Америка в Белгороде

6 ноября в рамках абонемента «Отражение времени» в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся вечер музыки композиторов Европы и Америки в исполнении Концертного оркестра духовых инструментов. Это был один из немногих концертов, где у дирижёрского пульта за один вечер поочередно сменялись сразу три (!) дирижёра — американцы Джон Стэнли, Брайан Уилсон и главный дирижёр оркестра Юрий Меркулов.

Дирижёр Джон Стэнли радует белгородцев своим приездом уже второй год подряд. Ярко заявивший о себе в прошлом 45 концертном сезоне (не только как первоклассный дирижёр, но и как педагог, проводивший мастер-классы для студентов БГИКИ и Белгородского музыкального колледжа им. С. А. Дегтярёва и участвовавший в других мероприятиях), в этом году он был удостоен почётного звания профессора Белгородского института искусств и культуры.

Джон Стэнли и Концертный оркестр духовых инструментов Белгородской филармонии

В первый раз Белгород посетили супруги Брайан и Рут Уилсон. Рут — валторнистка, приехала по приглашению института искусств и культуры для участия в курсах повышения квалификации. В этот вечер она пополнила состав оркестра, став его приятным украшением.

Брайан Уилсон — дирижёр, композитор, профессор

Брайан Уилсон — дирижёр, композитор, профессор, декан кафедры музыки Университета Сономы. Программу вечера открыло его сочинение «Адамас», написанное в 2008 году и посвящённое 60-летию образования государства Израиль. Оркестр, которым дирижировал сам автор Брайан Уилсон, казалось, удивительно тонко и чутко чувствовал каждый жест, каждый взгляд маэстро — об этом говорила сама звучащая музыка, новая и яркая, аккумулирующая в себе потрясающую свободу мелодического рисунка, порывистость и смелость тембровых сочетаний, гармонических красок и динамических оттенков.

Джон Стэнли и Концертный оркестр духовых инструментов Белгородской филармонии

Пьеса «Октябрь» (дирижировал Джон Стэнли), написанная в 2000 году молодым, но уже хорошо известным американским композитором, обладателем премии «Грэмми» Эриком Уайтекром, просто покорила глубиной звучания, масштабностью, картинностью, музыкальной изобразительностью и красивейшей кульминацией в романтическом стиле.

На сцене Белгородской филармонии — Концертный оркестр духовых инструментов

В исполнении духового оркестра под управлением главного дирижёра Юрия Меркулова прозвучала классика американской эстрадной музыки — знаменитая колыбельная Клары «Summertime» из первого действия оперы «Порги и Бесс» (1935) Джорджа Гершвина. Соло в пьесе, завоевавшей сердца миллионов и получившей самостоятельную жизнь, было интерпретировано на тромбоне Виктором Скрынниковым.

Концертный оркестр духовых инструментов Белгородской филармонии

Следующим сочинением, представившим американскую музыку ХХ века, стало исполнение «Канцоны» (1951) неоклассика Питера Меннина (дирижёр — Джон Стэнли) — оживлённой, подвижной пьесы, содержащей в себе четкий декламационный мотив-идею, получивший экспрессивное развитие в постепенно нарастающих массивных звучностях. Несколько оттеняющая музыкальный материал широкая мелодическая линия, сопровождаемая мощными ритмическими фигурациями, предваряла один из ярчайших разделов пьесы — cantabile, за которым последовало интенсивное развитие, вылившееся в эффектную драматическую развязку.

Главный дирижёр концертного оркестра духовых инструментов БГФ Юрий Меркулов

Одним из наиболее запоминающихся сочинений, исполненных в программе концерта, явилась «Павана» (1939) из 2-й джазовой сюиты Мортона Гулда «Американская симфониэтта» (дирижер — Брайан Уилсон). Эта пьеса, написанная в темпе Allegretto и длящаяся около 3,5 минут, захватывает внимание слушателя уже с самых первых звуков. Мягкая и в то же время резвая синкопированная мелодия, порученная засурдиненной трубе (Андрей Андрейкин), является своеобразным музыкальным зеркалом: это характерная лейт-интонация, передающаяся к другим тембрам (возникают мелодические ассоциации с начальными и последующими оркестровыми проведениями из мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна, написанного 20 лет спустя после «Американских симфониэтт»), которые развивают и обогащают её. Медленный процессуальный танец Павана, каким его мыслили в Италии 16 века, очевидно, приобретает здесь новое качество, насыщаясь покачивающимися, свингующими джазовыми интонациями.

Дирижирует Джон Стэнли

Композиция «Она любила оранжевый», явившаяся одним из самых тонких и проникновенных сочинений программы, была написана Брайаном Уилсоном для оркестра одного из многочисленных музыкальных институтов Нью-Йорка. Посвящённая памяти друга композитора, талантливой трубачки Шери Мауэрс, трагически погибшей в автомобильной аварии, музыка отразила всю боль, отчаянье, горечь потери близкого друга. Печальные ламентозные интонации, ниспадающие мотивы — звуки фа-ми-до у трубы (соло Андрея Долинского), приглушенное звучание и трагический апофеоз в конце (дирижировал сам автор), — далеко не все музыкальные средства, которые так явно, прозрачно и точно способны передать трагизм и скорбь утраты.

Дирижирует Брайан Уилсон

Первое отделение музыкального вечера завершила музыка ярко контрастная с предыдущим произведением — одно из ранних сочинений Гленна Оссера «Beguine for band» (1954), энергичный, заводной, парящий, игривый танец, популярный в середине ХХ века в Вест-Индии (дирижер — Джон Стэнли).

В начале второго отделения концерта под руководством главного дирижера Концертного оркестра духовых инструментов Юрия Меркулова звучала музыка европейских композиторов.

Дирижирует Юрий Меркулов

Был исполнен потрясающе мелодичный, торжественный и позитивный Концерт d’amore современного голландского композитора Якоба де Хаана. Сочетание черт разных стилей — отголосков барокко, элементов джаза и популярной музыки — улавливалось мгновенно. Музыкантам и дирижёру удалось тонко передать своеобразие эклектического стиля композитора, свободу его музыкальной экспрессии.

В новой, эксклюзивной аранжировке сразу для четырех тромбонов прозвучало знаменитое Концертино для тромбона немецкого композитора и скрипача-виртуоза XIX века Фердинанда Давида — одно из первых в истории музыки сольных сочинений для этого инструмента. Ансамбль тромбонистов (Виктор Скрынников, Дмитрий Саитов, Виктор Скрыпников, Александр Быков) и оркестр, поочередно представляя заданный музыкальный материал, показали слаженную и скоординированную игру, хорошие ансамблевые качества.

В Белгород во второй раз приехал Джон Стэнли

В продолжение вечера вновь звучала музыка американских композиторов, яркая и колоритная, которая переносила зрителя на разные континенты земного шара: «Арабеска» Самуэля Хазо представила волшебный и захватывающий мир Востока, две части — «Сейс Мануэль» и «Возвращение к горе» — из сюиты Шелли Хэнсон «Острова и горы» познакомили зрителя с фольклором индейцев Эквадора и Перу (дирижер — Джон Стенли). Необычному колориту и картинности этих инструментальных полотен во многом способствовали виртуозные, мистические и пронзительные соло Михаила Пидручного (флейта), добавившийся блистательный тембр арфы в исполнении Инны Макаренко.

Музыкальное путешествие продолжилось исполнением «Испанской фиесты» Чика Кориа (дирижер — Юрий Меркулов) и завершилось прекрасной «Серенадой» Лероя Андерсона (дирижер — Брайан Уилсон).

Главный дирижёр концертного оркестра духовых инструментов БГФ Юрий Меркулов

Каждый концерт оркестра духовых инструментов уникален. Он обязательно несёт с собой что-то новое — премьеры новых сочинений, исполнение уже известной музыки в необычных аранжировках, привлечение новых исполнителей и дирижёров. Каждый из них непременно вносит своё, неповторимое, что, безусловно, положительно влияет на музыкальную культуру общества, развивает её. За этим стоит огромный труд. И, наверное, трудно не согласиться со словами Джона Стэнли, являющимися своеобразным девизом Калифорнийского университета, в котором он преподает: «Чем больше мы исполняем музыку, тем больше мы от неё получаем».

По мнению маэстро Стэнли, дирижёры, музыканты, учителя несут ответственность за то, что воспитывают не только музыкантов, но и зрителей, аудиторию.

— За неделю, что мы провели здесь, — рассказал Джон Стэнли, — мы стремились к достижению новых высот, это показали проведенные мастер-классы. Приехав сюда, за шесть тысяч миль, чему мы очень рады, мы обогатились сами, и, надеемся, что культурно обогатили и вас. Это наша ответственность, мы сегодня почувствовали её и поняли (глядя на замечательную публику – прим. авт.), что свою задачу выполнили.

Дата публикации
07.11.2012 г.
Автор

Новости по теме