Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде завершился II фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи»

13 апреля выступлением в Большом зале Белгородской государственной филармонии Праздничного Патриаршего мужского хора московского Данилова монастыря в Белгороде завершился трёхдневный праздник высокой музыкальной классики.

По традиции концерту предшествовала пресс-конференция для представителей СМИ с участием почётных гостей — графа Петра Петровича Шереметева и Святослава Бэлзы, художественного руководителя и главного регента хора Георгия Сафонова, белгородских организаторов фестиваля — его арт-директора Ивана Трунова и художественного руководителя БГФ Евгения Алешникова, а также представителей администрации Белгородской области Сергея Курганского и Павла Овчинникова.

Пресс-конференция в БГФ, приуроченная к закрытию II фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи»

Столь представительный состав «круглого стола» для журналистов, помимо гарантии интересной и содержательной беседы, был, прежде всего, радующим белгородцев свидетельством набирающих силу и высоту «Шереметевских музыкальных ассамблей». Круг заданных вопросов был не велик, но разнообразен, а ответы — обширными и исчерпывающими.

Граф Пётр Петрович Шереметев отвечает на вопросы журналистов Белгорода

Отвечая на вопрос о своём понимании духовности в современном мире, Пётр Петрович Шереметев, Председатель Президиума Международного совета российских соотечественников, объединяющей 45 миллионов россиян в различных странах мира, напомнил о своей, начатой ещё в советские времена, в конце 70-х гг., и продолжающейся четвёртое десятилетие работе по восстановлению и укреплению связей русских во всём мире как в географическом (пространственном), так и временном значении.

Художественный руководитель фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» Иван Григорьевич Трунов

Говоря о происходящих сегодня в нашей стране позитивных переменах, Пётр Петрович в частности, заметил: «Все те, кто сегодня в России руководит развитием провинций (областей), должны брать пример с Белгорода», назвав Евгения Степановича Савченко «современным Столыпиным». Он высоко оценил белгородский Шереметевский фестиваль, выразив намерение и впредь посещать Белгород и белгородские земли своих предков.

Регент Праздничного Патриаршего мужского хора московского Данилова монастыря Георгий Сафонов

Георгий Сафонов в своём ответе на вопрос о хоре, его репертуарной политике, начал с очень лестных слов в адрес Белгорода («планета культуры»), филармонии, и её замечательной публики. Георгий Леонидович отметил, что концерты хора, организуемые в свободное от богослужебных обязанностей время, в последнее время всё чаще проходят в российских городах, поскольку именно здесь та публика, которая лучше всякой другой воспринимает, хорошо принимает и глубоко понимает свою родную русскую певческую культуру.

Художественный руководитель БГФ Евгений Алешников

Именно для неё хор неустанно работает, расширяет свой репертуар, включая в программы или составляя программы из малоизвестных, забытых или никогда не исполнявшихся по идеологическим соображениям произведений, в том числе произведений русских композиторов-аристократов, имеющих высокую художественную ценность.

Георгий Сафонов отметил, что программы концертов хора всегда имеют просветительскую направленность и строятся по жанровому и историко-хронологическому принципу, что позволяет постоянно и целенаправленно показывать величие русской хоровой певческой культуры.

Святослав Бэлза

Народный артист РФ, популярнейший Святослав Бэлза предстал таким, каким все его знают по разнообразным телепередачам — обаятельным, доброжелательным, остроумным, всеобъемлюще эрудированным интереснейшим собеседником. Как приятно было услышать, что Святослав Игоревич впервые познакомился с Белгородом (заочно) благодаря своему другу Николаю Арнольдовичу Петрову, память которого отмечается в эти дни, и вспомнить, что Белгород глубоко чтит этого выдающегося пианиста, неоднократно приезжавшего в наш город (первый раз по приглашению Ивана Григорьевича Трунова на «крестины» белгородского «Стэйнвея»). Как и услышать о том, что его заинтересовал и новорожденный белгородский фестиваль с таким русским и архаичным названием (придуманным И. Г. Труновым), и к тому же связанный с именем его давнего (с советских времён) друга — Петра Петровича Шереметева.

 Закрытие II фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи» в Белгороде

А услышать из уст Святослава Бэлзы слова о том, что сегодня Белгород входит в круг самых интересных в культурном отношении городов России, — и вовсе дорогого стоит. Из огромного множества затронутых им тем, пожалуй, следовало бы выделить тему расширения и укрепления российского культурного пространства, в том числе и средствами масс-медиа. Как и тему углублённого интереса к музыкальной культуре «высоких достижений», который сегодня затрагивает самые верхние эшелоны местной власти и не может не влиять существенным образом на изменение культурной ситуации в России в лучшую сторону.

Выступление Праздничного Патриаршего мужского хора московского Данилова монастыря

Музыкальным продолжением очень интересной пресс-конференции стал не менее замечательный хоровой концерт, выступление которого на фестивале прошлого года стало настоящей духовной и художественной сенсацией. Поэтому билеты на концерт новой программы хора были раскуплены почти за месяц.

Выступление Праздничного Патриаршего мужского хора московского Данилова монастыря

Рельефно выстроенная программа под названием «В поисках утраченного» была одновременно и страницами музыкальной истории России в духовных песнопениях, кантах и гимнах на протяжении четырёх столетий (1-е отделение), и прогулкой по неувядаемому цветущему саду русского романса и бытовой песни (как правило, в хоровых обработках Георгия Сафонова) во 2-м отделении. Концерт предваряло обращение к слушателям И. Г. Трунова и П. П. Шереметева, а также вступительное слово Святослава Бэлзы.

Регент Праздничного Патриаршего мужского хора московского Данилова монастыря Георгий Сафонов

Концерт с комментариями Георгия Сафонова об исполняемых сочинениях, начался с двух «музыкальных икон» (по выражению Св. Бэлзы), двух духовных песнопений ХVI века. Истово и мощно открыли концерт богородичен догматик 1-го гласа «Всемирную славу ... воспоим Марию Деву», посвящённый воспеванию Богородицы, и «С нами Бог».

Выступление Праздничного Патриаршего мужского хора московского Данилова монастыря

Им отвечали завершающие первое отделение песнопения Великого Поста, принадлежащие перу графа Александра Дмитриевича Шереметева, до 1917 г. возглавлявшего петербургскую Придворную певческую капеллу. Его «Егде приидише Боже на землю со славой» и «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» — произведения огромной эмоциональной силы, не уступающие духовным сочинениям Чайковского и Рахманинова.

Выступление Праздничного Патриаршего мужского хора московского Данилова монастыря

Изумительные по своей красоте духовные песнопения 16 и рубежа 19–20 вв. стали роскошной «рамой» русских державно-государственных мелодий поздравлений, кантов и гимнов 17–19 столетий, зачастую знакомых широким кругам слушателей понаслышке. Здесь проявилась ещё одна замечательная особенность московского духовно-светского коллектива. Хор Данилова монастыря и его регент поистине неутомимы в своих поисках и открытиях забытых или неизвестных сокровищ русской хоровой культуры прошлого.

Солистка Галина Мирошникова

Помимо белгородских премьер трёх сочинений композиторов из рода Шереметевых (во втором отделении было исполнено хоровое переложение романса Б. Шереметьева на ст. Пушкина «Я вас любил»), прозвучал кант конца 18 века «Пречистая Дево Мати» в честь воссоединения России, Украины и Белоруссии. Кант был исполнен по рукописи, найденной музыковедом Светланой Костюкевич в одном из белорусских монастырей.

В первом отделении предстала многовековая история российских гимнов как история русской государственности во всём величии и великолепии своего музыкально-певческого выражения, и за эти поистине неповторимые мгновения — низкий поклон Георгию Сафонову и его хору.

В Белгороде завершился II фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи»

Второе отделение погрузило слушателей в уютный, но отнюдь не легковесный мир русского романса, подчас в совершенно неожиданном изложении (переложение для хора и соло-сопрано «Соловья» Алябьева). Ностальгия эмигрантских песен из репертуара хора Сергея Жарова и сегодня звучит как незаживающая открытая рана. Во втором отделении к слушателям приблизились лица и голоса прекрасных солистов хора — Галины Мирошниковой (сопрано), обладателя редкостного чистейшего тенора-альтино Дмитрия Савенкова и прекрасного бассо-профундо заслуженного артиста РФ Валерия Обухова, солистов-теноров лауреата международных конкурсов Юрия Баркова, Дениса Денисова, Александра Корогода.

На выступлении хора Георгия Сафонова нельзя было не думать о том, как трудно, но невзирая ни на что, идёт в нашей жизни процесс восстановления корней и обретения истоков. И набирающий силы белгородский Шереметевский фестиваль с его переполненными залами — ещё одно тому подтверждение.

Дата публикации
14.04.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме